Posted 15 ноября 2007,, 21:14

Published 15 ноября 2007,, 21:14

Modified 2 апреля, 00:09

Updated 2 апреля, 00:09

Microsoft против Linux: битва за школы началась

15 ноября 2007, 21:14
В школах трех регионов РФ начинается эксперимент по внедрению свободного ПО. Его цель – показать школьникам, то есть будущим активным пользователям компьютеров, что кроме Microsoft существуют и другие программные продукты. Ведь монополия Microsoft на российском рынке ПО и вытекающее из этого повсеместное использование пиратского софта угрожает не только пользователям, но и национальной безопасности России.

В России вступил в активную фазу один из наиболее интересных экспериментов в области школьного образования за последние годы. На этой неделе завершается прием заявок на участие в открытом конкурсе на разработку дистрибутива свободной операционной системы Linux для использования в школах трех пилотных регионов – Татарстана, Пермского края и Томской области. Именно эти регионы выразили желание и были отобраны Министерством информационных технологий и связи РФ для внедрения комплекта свободного программного обеспечения. Свободный дистрибутив для школ должны представить российские разработчики, а точнее – та компания или консорциум, который будет объявлен победителем в конкурсе.

Свободное (открытое) программное обеспечение, Open Source – программные продукты с открытым исходным кодом, распространяемые под свободной лицензией GNU GPL/LGPL (в большинстве случаев – бесплатной). Свободное ПО в отличие от коммерческих закрытых программ не требует оплаты лицензий за использование, позволяет как угодно модифицировать код программ, а также бесплатно распространять и использовать программы и, благодаря этому, не зависеть пользователям от конкретной компании-разработчика. Свободное ПО является лицензионным так же, как любые коммерческие продукты, распространяемые под несвободной лицензией. Законность использования СПО подтверждается присоединением пользователя к публичному лицензионному соглашению, которое доступно в сети Интернет. На сегодняшний день существуют полноценные аналоги практически всех закрытых платных программ: операционные системы, пакет офисных приложений, антивирусное программное обеспечение, архиваторы, средства разработки, графические редакторы, программное обеспечение для обработки фотоизображений, продукты для автоматизации процесса управления организацией и многое другое. Разработкой свободного ПО занимаются как крупные компании-разработчики, так и отдельные группы программистов по всему миру.

Впервые чиновники обсуждают на государственном уровне с представителями российских ИТ-компаний перспективы разработки и внедрения отечественного свободного программного обеспечения (СПО) в школах и других бюджетных учреждениях страны, а также в органах власти. Интерес к свободному ПО постоянно растет. В России этот интерес обусловлен в первую очередь необходимостью решения проблемы повсеместного использования пиратского софта, повышения национальной безопасности страны путем снижения влияния зарубежных производителей ПО на жизненный цикл информационных систем, обеспечения надежности работы IT-инфраструктуры. Наибольший интерес свободное ПО представляет в настоящее время для органов государственной и муниципальной власти, бюджетных учреждений. Очевидно, что монополия корпорации Microsoft на российском рынке программного обеспечения не может не вызывать беспокойства на государственном уровне.

В июле 2007 года президиумом Совета по нацпроектам была поддержана инициатива Мининформсвязи по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения. Как сообщил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, объем бюджетных средств на разработку и тестовое внедрение пакета СПО в пилотных регионах составит в 2007-2008 годах 70 млн рублей. В дальнейшем, до конца 2009 года, пакет СПО будет установлен на всех школьных компьютерах страны. При этом на установку отечественного пакета ПО на всех персональных компьютерах и адаптацию ранее разработанных приложений для использования этого пакета планируется истратить 650 млн рублей.

Во время реализации проекта российские школы будут работать с базовым пакетом коммерческого программного обеспечения, лицензиями на которые их обеспечит государство сроком на 3 года. По истечении этого срока у школ будет выбор: приобретать коммерческие программные продукты, но уже за свой счет, или перейти на отечественное свободное программное обеспечение. И то, и другое обеспечит школам законность и лицензионную чистоту используемого ПО, но за совершенно разные деньги.

На круглом столе «Чтобы Microsoft был доволен. Кто обеспечит государственные учебные заведения Петербурга лицензионными программными продуктами?», который состоялся 8 ноября в петербургском пресс-центре ИА «Росбалт», эксперты в области свободного программного обеспечения выразили уверенность в том, что свободный софт должен как можно скорее появиться в российских школах и повсеместно включаться в программу учебных курсов по информатике и изучению информационных технологий. Как рассказала Ася Власова, директор направления открытых программных решений «КОРУС Консалтинг», во всем мире свободная операционная система Linux, ее различные дистрибутивы и программы, написанные под данную ОС, имеют широчайшее распространение. В государственных и образовательных структурах Европы, к примеру, она занимает до 50 и более процентов ПО. Свободную операционную систему Linux используют практически во всех госучреждениях стран Евросоюза, во многих других странах мира, на ней же построена собственная операционная система Китая, работает парламент Франции, правительство США. Свободное ПО позволяет не зависеть стране от конкретного производителя-монополиста, обеспечивать надежность и безопасность всех информационных систем – в Linux, например, практически нет компьютерных вирусов благодаря архитектуре системы.

По мнению Аси Власовой, «на пути широкого внедрения свободного ПО в нашей стране есть существенные проблемы: например, сейчас Россия сильно отстает от развитых стран по количеству специалистов в области открытых программных продуктов – системных администраторов, преподавателей, самих разработчиков. «Это осложняет процесс широкомасштабных внедрений, удорожает дальнейшую поддержку IT-инфраструктуры, указывает эксперт. - Есть и другая проблема: российское сообщество разработчиков свободного ПО не имеет общей цели и стратегии развития отрасли. До недавних пор разработка свободного ПО была глубоко специализированной, узконаправленной сферой деятельности различных НИИ, исследовательских групп при университетах. Теперь рынок адресует разработчикам свои потребности в полноценной «экосистеме»: клиенту, и в том числе образовательным учреждениям, нужны услуги по внедрению, технической поддержке, клиентоориентированному сервису. Заказчик хочет видеть в свободной программе модули и возможности, аналогичные тому, чем он привык пользоваться в коммерческой системе. Наши разработчики привыкли к другим правилам игры, и им зачастую сложно понять конечного пользователя».

Тем не менее решение на уровне государства принято, курс на использование свободного ПО в госсекторе и образовании как общепринятого стандарта в ближайшей перспективе обозначен.

Вместе с тем производители коммерческого софта тоже не дремлют. Российский рынок в области продаж программного обеспечения крайне привлекателен в связи с хорошими темпами роста экономики страны в целом и возрастающей потребностью конечных пользователей в лицензионных программах. Чтобы не потерять прежнего влияния и доли рынка, крупные компании-производители коммерческого софта идут на разнообразные акции, снижение цен, предлагают бесплатное использование своих систем на начальном этапе. На прошлой неделе фонд «Вольное дело», учрежденный российским бизнесменом Олегом Дерипаской, объявил об одном из крупнейших благотворительных проектов в мире по компьютеризации начальных школ. Как рассказал «Ведомостям» представитель фонда Виктор Сотниченко, в рамках этого проекта в 2008 г. «Вольное дело» закупит и поставит российским школам 200 000 ноутбуков, причем предназначены они будут исключительно для школьников с первого по шестой класс. Что самое любопытное, партнерами фонда по этой программе стали компании Microsoft и Intel. Microsoft предложила для столь масштабного проекта пакет Microsoft Student Innovation Suite (Windows XP плюс уменьшенный по функциональности пакет офисных программ) всего за $3. Обычная цена этого пакета - более $300. По данным Cnews, в рамках государственной программы по легализации ПО в российских школах этот пакет стоит дешевле - 353 руб (около $14).

По словам представителя фонда «Вольное дело», который предпочел не называть себя, Microsoft был выбран в силу того, что «компания проявила заинтересованность, предложила выгодные условия». Эксперты же считают, что для Microsoft и Intel данная акция не является благотворительностью. В условиях появления серьезного конкурента в лице свободного ПО, компании идут на демпинг и агрессивные промо-акции, чтобы сохранить долю российского рынка и повысить узнаваемость бренда, причем в той аудитории, которая вскоре сама станет покупать компьютеры. Через 10 лет, когда нынешние ученики подрастут, они станут покупать коммерческие программные продукты за деньги, если до этого времени не дать им возможности познакомиться с альтернативным полноценным софтом. По мнению аналитиков ресурса Webplanet.ru, речь идет о типичной наркодилерской схеме «первая доза бесплатно». В дальнейшем пользователи, «подсевшие» на первое дешевое предложение Microsoft, все равно будут покупать продукты этой компании. Кроме того, программы Microsoft содержат рекламу интернет-сервисов той же компании.

Аналогичные действия были предприняты корпорацией Microsoft в Китае. Вывод на рынок супердешевого предложения позволил отодвинуть реальную угрозу вытеснения с китайского рынка из-за повсеместного распространения Linux: в 1999 г. правительство Китая серьезно озаботилось проблемой зависимости от Microsoft и приняло решение разработать собственную операционную систему на базе Linux – она получила название Red Flag Linux.

По мнению Геннадия Ботвина, профессора кафедры информационных систем в экономике экономического факультета СПбГУ, три доллара - это невероятно низкая плата, даже при том, что такая цена предоставляется только школам. "Я думаю, что это маркетинговый ход, которым "Майкрософт" хочет привлечь внимание к своей фирме, продвинуть свою продукцию. Все ученики будут "подвязаны" на продукты компании "Майкрософт", которая приобретает таким образом потенциальных клиентов", - считает Ботвин. В самом СПбГУ уже давно изучается Linux и открытые системы, хотя четкого понимания, как все будет развиваться дальше, нет пока даже в академической среде. "С одной стороны, все привыкли работать с продуктами Microsoft. А с другой - сейчас работа в Linux и других открытых системах практически ничем не отличается от Windows. Очевидно одно - продукция Microsoft весьма недешево стоит, даже если это академическая лицензия, и даже для СПбГУ" - подчеркнул Ботвин.

Выбор в пользу Microsoft обусловлен агрессивностью политики этой компании и незрелостью российского рынка, низким уровнем развития информационной грамотности общества, пассивностью IT-сообщества, которое должно определять вектор развития всей информационной составляющей в России, считает адвокат Владимир Маркович. По его словам, «Microsoft делает попытку, начиная с наших маленьких детей, внедриться в общественное сознание и быть, как «Кока-кола». Т.е. захватить, в конечном счете, рынок. Очевидно, что дополнительное ПО будет необходимо докупать, а в данном пакете будет представлена достаточно сокращенная версия. Опасность заключается не только в завоевании компанией Microsoft рынка, но в превращении этого ПО в общепринятый стандарт для России».

Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ и руководитель проекта Info-foss.ru, считает, что ценовая политика корпорации Microsoft недостаточно прозрачна для пользователей, в том числе для государства. "Почему разным пользователям называются разные цены, чем они определяются? Microsoft создала ситуацию, в которой о цене на ПО можно договориться как угодно, зависит от целей и статуса "переговорщиков". Почему при закупке через государственный тендер одна цена, а для частного фонда - другая? При том, что ПО пойдет одним и тем же школьникам", - отмечает Брауде-Золотарев. "У государства сильная переговорная позиция и большой объем закупок, и ему удалось снизить цену на поставки продуктов Microsoft в школы, хотя закупаемое государством ПО обеспечивает легализацию всего на три года. Сравните эти условия с условиями поставки, которые объявлены фондом "Вольное дело". Я не говорю, что это незаконно. Но Microsoft - компания публичная, хотелось бы понимать механизмы ценообразования и правила получения скидок".

Михаил Брауде-Золотарев считает, что для школьных поставок однотипных компьютеров, планируемых фондом "Вольное дело", логичнее использовать не одну предустановленную операционную систему. "Не проблема отладить Linux, чтобы данная ОС работала на конкретной типовой модели компьютера. Кроме того, комплект свободного ПО, который можно было бы включить в комплект поставки Linux, будет гораздо разнообразнее, чем исключительно офисный пакет, вошедший в комплект от Microsoft. К тому же поставка "Вольного дела" предназначена для школьников, у которых еще нет устоявшейся привычки работать исключительно с продуктами Microsoft. Другое дело, дала бы Microsoft привлекательную цену, если бы одновременно с Windows на компьютерах оказался бы Linux?", - добавляет эксперт.

Стоит отметить, что в последующие четыре года «Вольное дело» обещает поставлять в школы еще по 200 000 ноутбуков в год, хотя оставляет за собой право прекратить срок действия проекта раньше или, наоборот, продлить его, если потребуется. Возможно, что в следующих партиях ноутбуков предустановленной операционной системой будет все-таки свободный Linux.

Ресурс Webplanet.ru отмечает любопытное совпадение: объявление о проекте "Вольного дела" совпало с мощным блоговым анти-пиаром госзаказа на ПО для российских школ с 2007 по 2009 год, в рамках которого будут закуплены лицензии на коммерческое ПО. Проект этого госзаказа обсуждался еще в мае - тогда директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства информационных технологий и связи РФ Максута Шадаева спросили, зачем школьникам дорогой Adobe Photoshop, ведь это равносильно закупке автомобиля Audi-8 для сельской автошколы.

Очевидно, что в России только зарождается по-настоящему бурная общественная дискуссия на тему того, на какие решения и чьи разработки должна опираться базовая IT-инфраструктура России. Однозначно можно говорить о том, что в перспективе ближайших 3-5 лет одним из наиболее важных направлений развития для госсектора и бизнеса в области IT будет являться дальнейшая легализация программного обеспечения и усиление позиций открытого программного обеспечения. А в результате появления конкуренции на рынке, в конечном счете, как известно, выигрывает пользователь.

Дмитрий Ребров