Posted 28 ноября 2007,, 13:37

Published 28 ноября 2007,, 13:37

Modified 2 апреля, 00:01

Updated 2 апреля, 00:01

Польша потеряла гордость?

28 ноября 2007, 13:37
Заявление нового польского премьер-министра Дональда Туска о том, что Польша перестает блокировать начало переговоров по поводу вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наделало много шума как в России, так и в Польше. Некоторые российские СМИ чрезмерно обрадовались, а некоторые польские политики - расстроились.

Заявление нового польского премьер-министра Дональда Туска о том, что Польша перестает блокировать начало переговоров по поводу вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наделало много шума как в России, так и в Польше.

Российские СМИ тут же сообщили, что Польша заодно не будет блокировать вступление России в ВТО, а также готова отказаться от вето на выработку нового партнерского соглашения между ЕС и Россией. Потом появилась информация, что это Туск ошибся и перепутал ВТО с ОЭСР. Однако на своей пресс-конференции (распечатка его заявления на сайте премьер-министра также подтверждает это), Туск хотя и упоминал ВТО, однако говорил именно о решении Польши в отношении ОЭСР. Очевидно, кто-то выдал желаемое за действительное: в России заждались конструктивности от западных соседей и устали от труднообъяснимого твердолобого упрямства.

Даже выразив готовность к улучшению польско-российских отношений и к отказу от блокирования переговоров по вступлению России в ОЭСР, Туск оставил за Польшей право вести эти переговоры по своему усмотрению. Он также заметил, что условием вступления России в ВТО является предварительное вступление в ОСЭР (возможно, именно эта ремарка и ввела в заблуждение информационные агентства). Кстати, как дал понять Туск, именно для того, чтобы не начинать переговоры с Россией, Польша с недавних пор блокировала их в отношении Эстонии, Словении, Израиля и Чили, которые, таким образом, стали жертвой навязчивой антироссийской фобии близнецов.

Следует отметить, что даже среди польских политиков реакция на происходящее неоднозначна. Так, министр экономики в правительстве Туска, лидер коалиционной Крестьянской партии Вальдемар Павляк написал в своем блоге, что бывший министр иностранных дел Польши Анна Фотыга намеревалась заблокировать переговоры по вступлению России в ОСЭР до ее вступления в ВТО. Павляк назвал подобный подход «весьма удивительным» для многих стран, так как обычно членство в ОСЭР предшествует вступлению в ВТО, а не наоборот. Он также высказался за необходимость проведения переговоров, а не создания тупиковых ситуаций, отметив при этом, что не понимает негативной реакции президента Леха Качиньского по поводу заявления Туска.

Однако повадки братьев Качиньских всем (и не только в Польше) уже хорошо известны. Поэтому трудно было ожидать от польского президента адекватной, вменяемой реакции. Это можно понять и чисто по-человечески: братья Качиньские за последние годы положили столько сил, чтобы усложнить польско-российские и европейско-российские отношения, что сейчас им, наверное, непросто смотреть на то, как их труды идут прахом.

Именно поэтому в ответ на заявление Туска из президентской канцелярии пришло резкое заявление, в котором выражалось «наивысшее удивление» декларацией премьер-министра. В документе говорилось, что блокирование переговоров по вступлению России в ОСЭР является «очень важным для стратегических интересов» Польши делом, а «разделяющий ответственность за польскую внешнюю политику президент не был проинформирован» о намерениях премьера. Похоже, нервы Леха Качиньского окончательно сдали: появилась информация, что президент намерен обратиться в Конституционный суд, чтобы точно установить свои полномочия, дабы в будущем, судя по всему, на более определенных основаниях чинить препятствия деятельности нового правительства. Намерение президента вызвало немало комментариев: раньше Качиньский не сильно жаловал Конституционный суд и явно нападал на него, когда тот принимал малоустраивающие близнецов решения. К тому же, у Качиньского есть степень доктора юридических наук, а свою нынешнюю он должность занимает уже несколько лет, так что мог бы найти время, чтобы ознакомиться со своими полномочиями.

Как бы то ни было, президент оказался не одинок в своем возмущении – к нему присоединились многие политики-однопартийцы. Так, Анна Фотыга заявила, что «трудно признать решение Туска правильным шагом», и что оно «пробуждает опасения», «ослабляя позиции Польши в мире». Однако наиболее полно позицию окружения Качиньских, чья партия после выборов является второй по численности в парламенте, выразил глава комиссии по обороне Сената, член комиссии по иностранным делам Анджей Мазуркевич.

Пост в своем блоге, посвященный решению Туска, он красноречиво назвал «Перед Россией на коленях!». Инициативу премьер-министра он определил как «наивную и вредную». По мнению Мазуркевича, такие шаги не могут предприниматься на фоне российского эмбарго на польское мясо и арестов Гарри Каспарова и Бориса Немцова. По его словам, «брутальную расправу Путина над оппозицией» критикуют США и ЕС, а Польша «дарит Путину подарок, который будет использован в кремлевской предвыборной кампании», не получая ничего взамен. Мазуркевич убежден, что Россия со времени битвы под Полтавой в 1709 году строит свою великодержавность, считаясь только с теми, кто может твердо вести с ней переговоры, а «слабые и покорные не имеют шансов и не вызывают уважения». И вот теперь Польша «на коленях»... «Где гордость, где честь?», - в отчаянии вопрошает у всемирной электронной паутины польский сенатор.

Однако, судя по заявлениям нового правительства, оно явно не собирается обращать особого внимания на истерию Качиньских и иже с ними. И, судя по всему, Польша идет на сближение с Россией.