Posted 5 апреля 2008,, 20:23

Published 5 апреля 2008,, 20:23

Modified 1 апреля, 22:41

Updated 1 апреля, 22:41

Польша спасет Тибет

5 апреля 2008, 20:23
В начале недели в Польше с небывалым размахом отметили ежегодный день солидарности с Тибетом. В этом году на фоне случившихся там волнений тема Тибета получила на берегах Вислы особенный резонанс. Объяснить, что скрывается за неожиданно проявившейся симпатией поляков к независимому Тибету, без отсылок к чертам польского национального характера невозможно.

В начале недели в Польше с небывалым размахом отметили ежегодный день солидарности с Тибетом. В этом году на фоне случившихся там волнений тема Тибета получила на берегах Вислы особенный резонанс. Объяснить, что скрывается за неожиданно проявившейся симпатией поляков к независимому Тибету, без отсылок к чертам польского национального характера невозможно.

Польские СМИ уделили и продолжают уделять большое внимание тибетской теме. Сложилось впечатление, что проводится целенаправленная кампания по воздействию на умы и сердца поляков. Характерная иллюстрация – приложение к выпуску популярнейшей в Польше «Газете Выборча» в прошедший понедельник. Вместе с газетой читатели получили флаг Тибета с надписью «Солидарны с Тибетом». Внутри была также инструкция «Спаси Тибет». В ней предлагалось «стать, держа флаг, в общественном месте – в твоей школе, классе, на городской площади». Там же содержалась необходимая, по мнению авторов, информация о Тибете. Рассказывалось о том, что китайцами был уничтожен каждый пятый тибетец. Описывались пытки в их отношении, репрессии против монахов, идеологический прессинг и дискриминация тибетцев вообще. Все это было разбавлено небольшими сведениями об истории, культуре и религии жителей этого края.

В газетах появились материалы о солидарности Польши с Тибетом. В них сообщалось, что все больше людей отказываются покупать товары, произведенные в Китае. В одной такой статье рассказывалось о 10-летней девочке, которая, хвастаясь новой игрушкой, специально обратила внимание на то, что ее игрушка сделана не в Китае. При этом досталось не только китайской продукции. Польские газеты напечатали призывы бойкотировать «Кока-колу» и «Адидас». «Не будем покупать «Кока-колу» и кроссовки «Адидас», если они (компании-производители – «Росбалт») не откажутся от спонсорства Олимпиады в Китае», – гласило обращение. На интернет-сайте Tybet2008.pl уже 77 тысяч человек подписалось под обращением к премьер-министру страны с требованием организовать и возглавить специальную международную миссию наблюдателей в Тибете.

Центральной темой стал вопрос бойкота летних Олимпийских игр в Пекине как со стороны спортсменов, так и политиков. Появилась информация о том, что на польских олимпийцев активно давят представители организации Darfur Team. Одним из руководителей последней считается пожизненно дисквалифицированный за использование допинга канадский спринтер Бен Джонсон. Полагают, что средства на финансирование своей деятельности Darfur Team получает от концернов, не сумевшими стать спонсорами игр. Эта организация пытается как-то воздействовать на олимпийцев, чтобы те во время соревнований в Пекине заявили о своем протесте против действий Китая в Судане и Тибете.

Представитель Darfur Team в Польше, по сведениям газеты NIE, старался убедить польских олимпийцев выступить против организаторов Олимпиады: или демонстративно молчать во время пресс-конференций, или, наоборот, выкрикивать «Свободу Тибету!». Предлагалось также получать медали с руками, выкрашенными в красный цвет (или в перчатках красного цвета), что, по замыслу Darfur Team, должно символизировать запятнанные кровью руки функционеров китайского режима. Представитель Darfur Team гарантировал, что в случае дисквалификации спортсмена, организация компенсирует финансовые потери. Некоторых олимпийцев удалось убедить. Они подписали специальное обращение, призывающее спортсменов мира заявить свой протест против действий Китая в Судане и Тибете. Интересно, что глава Олимпийского комитета Польши фактически поддержал сомнительные акции, планируемые Darfur Team. Он заявил, что будет защищать дисквалифицированных в результате политических демонстраций спортсменов: польские олимпийцы «могут вернуться в Польшу без медалей, которые у них отберут, но с ощущением, что они вели себя достойно. И нужно будет их за это поблагодарить».

Darfur Team, по сути, стремится к тому, чтобы поляки в Пекине на новом уровне повторили так называемый «жест Козакевича». Владислав Козакевич – польский прыгун в высоту, завоевавший золотую медаль и установивший мировой рекорд на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Тогда советская публика без особых симпатий встретила польского спортсмена. В ответ Козакевич, уже после победного прыжка, используя описание польской Википедии, «согнул одну руку в локте и скрестил ее с другой». Польша до сих пор гордится энергичным жестом своего спортсмена, который воспринимается как манифестация польского стремления к независимости от «русских коммунистов». Теперь, как считают многие, настало время показать «жест Козакевича» коммунистам китайским.

Польские политики также близко к сердцу приняли судьбу Тибета. Им с самого начала не нравилась идея проведения Олимпиады в Китае. Еще до волнений в Тибете сын Леха Валенсы – Ярослав – заявлял, что поедет в Китай на Олимпийские игры для того, чтобы, используя имя известного отца, бороться за права угнетаемых тибетцев. Его папа, уже после недавних событий, собирался позвонить Далай-ламе и поддержать его. В свете растущей общественной истерии премьер-министр Туск не смог переступить через свою совесть и отказался от поездки на Олимпиаду. Теперь в Польше в центре внимания находится президент Лех Качиньский, который пока еще не отменил запланированный визит в Пекин.

В Польше сравнивают масштаб общественного негодования по поводу Ирака и Тибета. Сравнение не в пользу первого. То, что в Ираке по последним оценкам погибло более 1 миллиона человек за последние пять лет – при прямом участии поляков – не очень волнует польское общество. Однако события в Тибете вызвали возмущение самых «широких слоев», как говорили раньше. Вообще, все это до боли напоминает кампании советских времен, когда трудящиеся демонстрировали солидарность с Леонардом Пэлтиером или доктором Хайдером.

Интересно то, как сами медиа мейнстрима объясняют такой резонанс в Польше от тибетских событий. На первый план здесь, оказывается, выходит то, что поляки, как и тибетцы, испытали на себе многолетние разделы и оккупацию. Упоминают также и о том, что Польша дала миру папу Иоанна Павла II. Его сравнивают со «всегда спокойным и улыбающимся, не смотря на трагичный опыт», Далай-ламой. Помимо этого вспоминают, какой энтузиазм у поляков вызвали события Оранжевой революции на Украине. Призывают достать из шкафов оранжевые вещички и надеть их снова (оранжевый цвет – цвет одежды монахов) в знак поддержки тибетцев. Скромно упоминают СМИ и о своем влиянии.

Последнее, пожалуй, верно. Медиа играют в организации этой кампании очень важную роль. В то же время трудно поверить, что современные поляки что-то помнят о разделах или оккупации Польши. Как и в то, что они отождествляют папу с Далай-ламой.

Скорее, как отмечают некоторые проницательные комментаторы, шумиха, поднятая вокруг Тибета и Олимпиады, является свидетельством давней народной польской черты: гипертрофированной страсти к независимости (философ Бронислав Лаговский назвал ее «мифологией независимости»). Ее составными частями являются приоритет «моральной победы» и пресловутая «борьба за нашу и вашу свободу», которую злые языки называют польской специализацией и единственной статьей экспорта Польши. Корни всей этой мифологии независимости уходят во времена «разделов и оккупации». Тогда анархичная польская аристократия не смогла отстоять национальную государственность. Она не была в состоянии согласиться с тем, что у нее есть обязанности как в отношении собственного государства, так и чужих. Отсюда постоянные на протяжении последних веков проигранные бунты и восстания, освещавшиеся идеей независимости, но неизменно делавшие положение поляков только хуже.

Сейчас мифология независимости с характерным для нее иррациональным уклоном свойственна уже не только верхушке общества: ее идеалы широко популяризуются СМИ и системой образования. Ее влиянием объясняют то, не обладая практически никаким реальным знанием о том, что на самом деле происходит в далекой китайской провинции, чуть ли не все общество, как один человек, возмущается и требует наказать преступный режим КНР. При этом, забывая о том, что происходит, например, в Ираке или совсем рядом, в Косово.

Реакция общества на события в Тибете – это только частный, но очень показательный случай проявления традиционной польской установки. На протяжении последних лет Польша борется «за независимость» своих ближайших соседей: Украины и Белоруссии. Последняя, однако, в своей массе пока глуха к призывам борцов «за нашу и вашу свободу». Однако очевидно, что поляки не собираются опускать рук: едва ли они могут жить спокойно, никого не вызволяя из-под ярма тоталитаризма. Тем более, что поводов для этого всегда достаточно даже у себя дома. На днях, например, сенатор от партии братьев Качиньских заявил, что одобренный польским парламентом Лиссабонский договор ЕС – это новый раздел Польши. Вкладывать мечи в ножны еще рано...