«Битва за каналы»: выход на финишную прямую

В Минтрансе РФ завершилась работа по проведению сравнительной оценки двух возможный путей развития Южного транспортного коридора, который должен будет связать Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. Теперь борьба между проектами судоходных каналов «ВолгоДон-2 и « Евразия» вошла в стадию своего финального противостояния.

В Министерстве транспорта РФ завершилась работа по проведению сравнительной оценки двух возможный путей развития Южного транспортного коридора, который должен будет связать Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. Теперь борьба между проектами судоходных каналов «ВолгоДон-2  и « Евразия» вошла в стадию своего финального противостояния, т.к. уже в конце текущего года правительство выберет один из проектов и утвердит начало его строительства.

Подоплека принятия решения о необходимости развития Южного транспортного коридора изначально исходила из развернувшейся на сегодняшний день острой геополитической борьбы между Россией и Западом за освоение трансконтинентальных транспортных коридоров. Свидетельством тому служит давно создаваемый Западом транспортный канал «ТРАСЕКА», который нацелен на вытеснение России из числа серьезных транзитных держав посредством проведения политики диверсификации транзита углеводородного сырья из Каспия в обход Российской Федерации через Азербайджан, Грузию, Турцию и другие государства. В свою очередь Россия, не желая сдавать своих геополитических позиций, стремиться осваивать альтернативные транспортные каналы, которые проходили бы по российской территории.

В связи с этим Владимир Путин в своем прошлом ежегодном послании Федеральному Собранию обозначил необходимость создания транспортной артерии между Каспийским и Черным морями. Это, по словам Путина, «не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное море, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит им стать морскими державами». Через несколько дней, в ходе визита кремлевской делегации в Астану, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался в поддержку проекта судоходного канала «Евразия», который должен пройти по территории ЮФО. Канал «Евразия», со слов президента Казахстана, имеет ряд экономических преимуществ перед своими конкурентами (т.е. Волго-Донским каналом и «ТРАСЕКА»).

Надо согласиться, что президент Казахстана прав, т.к. с точки зрения экономических преимуществ канал «Евразия» действительно более выгоден. Во-первых, его наименьшая протяженность - 700 км (в то время как у «ВолгоДон-2 » протяженность будет составлять 1500 км); во-вторых - грузопропускная способность канала почти в 3 раза превысит возможности второй линии Волго-Донского, при этом количество шлюзов, которое должно быть построено на канале «Евразия», будет в 3 раза меньше. Более того, осуществление широкомасштабного проекта судоходного канала практически круглогодичной эксплуатации на юге России позволит существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в ЮФО (Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Дагестан, Ростовская область и другие) путем создания большого количества рабочих мест на длительный период времени.

Президент России Владимир Путин поддержал инициативу своего казахстанского коллеги, но при этом не стал высказываться однозначно против идеи реализации второй линии Волго-Донского канала. В связи с этим за прошедший год многие эксперты стали отмечать, что между региональными элитами субъектов ЮФО стала разгораться т.н. «битва за каналы». И как тому следствие, вполне отчетливо сформировались две группы интересов, каждая из которых стала отстаивать свой проект канала. Административные элиты Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей сформировали свою «волго-донскую» группировку, которая, соответственно, поддерживает идею строительства второй ветки Волго-Донского канала - «Волго-Дон-2», а их прямые конкуренты - руководители Ставропольского края, Калмыкии и Дагестана - соответственно стали лоббировать проект строительства судоходного канала «Евразия». И как отмечают те же эксперты, «поскольку речь идет об инвестициях в десятки миллиардов рублей, схватка обещает быть жестокой».

На фоне всего этого примечателен тот факт, что в борьбу за лоббирование по утверждению проекта канала «Евразия» стали подключаться многие институты российского научно-экспертного сообщества. Среди них наиболее значимые - Южный научный центр Российской академии наук (ЮНЦ РАН), экспертный центр «Гидротехэкспертиза» и Фонд транспортных проектов при Международном конгрессе промышленников и предпринимателей. Но совсем недавно данный круг пополнился еще одной экспертной структурой, деятельность которой базируется на изучении мировых геополитических процессов и продвижении российских национальных интересов посредством информационно-аналитического позиционирования. Международным Евразийским движением, в лице его лидера Александра Дугина (который является основателем российской школы геополитики), в феврале этого года были проведены переговоры с новым генсеком ЕврАзЭС Таиром Мансуровым (ближайшим соратником Нурсултана Назарбаева) на предмет актуализации преимуществ канала «Евразия» в российском экспертно-аналитическом сообществе. Стороны сошлись в понимании того, что инициатива по продвижению проекта данного судоходного канала на сегодняшний день имеет недостаточно весомые позиции в среде российского экспертного сообщества, в результате чего проект проигрывает своим конкурентам при обсуждении масштабных транспортных концепций. Поэтому стороны договорились, что действующий в структуре Международного Евразийского движения «Евразийский экономический клуб» отныне будет готов взять на себя роль координатора в объединении усилий российского экспертного сообщества по информационно-аналитическому лоббированию «евразийского » судоходного канала.

В интервью корреспонденту ИА «Росбалт-Юг» руководитель Южного координационного центра Международного Евразийского движения в Ростове-на-Дону Александр Проселков после его переговоров с Александром Дугиным по данному вопросу высказал твердое убеждение, что к процессу по объединению усилий в лоббировании канала «Евразия» необходимо подключиться всем бизнес-кругам ЮФО, которые заинтересованы в утверждении данного проекта. «И чем раньше, тем лучше, - говорит Проселков. - Времени до окончательного принятия решения правительством РФ по строительству какого-то одного из каналов остается уже меньше полугода». По словам Проселкова, Международное Евразийское движение в скором будущем планирует организовать в Ростове-на-Дону выездное заседание Евразийского экономического клуба, в котором примут участие генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, руководитель Центра геополитических экспертиз Александр Дугин и другие видные деятели российского экспертно-аналитического сообщества, а также политики, экономисты и представители ведущих СМИ.

В связи со всем выше сказанным становится очевидным, что т.н. «битва за каналы» начинает вступать в фазу своего финального противостояния. И, видимо, победит та сторона, которая сможет проявить более умелые навыки лоббирования и грамотного информационно-аналитического позиционирования.

Александр Орлов