Posted 20 мая 2008,, 15:49

Published 20 мая 2008,, 15:49

Modified 1 апреля, 22:10

Updated 1 апреля, 22:10

Транспортная модернизация

20 мая 2008, 15:49
Владимир Путин определил третью приоритетную задачу, над решением которой должно работать российское правительство. После создания благоприятного налогового климата в нефтянке и борьбы с инфляцией это - модернизация транспортной сферы.

Владимир Путин определил третью приоритетную задачу, над решением которой должно работать российское правительство. После создания благоприятного налогового климата в нефтянке и борьбы с инфляцией это - модернизация транспортной сферы. Путин говорит, что выручка от транзитных грузов, которые пока идут в обход России, может поступать в национальную экономику, если будут решены инфраструктурные проблемы.

Товарооборот между Востоком и Западом растет на десятки процентов из года в год по мере лавинообразного роста китайской экономики, перевода производственных мощностей из Европы в Китай и усиливающегося товарного спроса в странах Старого Света. Однако магистральный поток грузов из промышленных зон, расположенных близ восточнокитайских портов, идет мимо России. Грузовладельцам выгоднее и проще оправить контейнер через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море и Атлантику. Распределением десятков миллионов тонн грузов занимаются гигантские балтийские порты – Гамбург, Бремерхафен и Роттердама, и именно в Германии и Голландии оседают гигантские деньги от транзита. А Россия не зарабатывает по смешной причине - стоимость перевозки контейнера в Москву, Нижний Новгород или Екатеринбург из Китая через порты Балтики равна стоимости транспортировки по Транссибу. Однако российская железная дорога стребует деньги за возврат пустого контейнера в Китай, что делает «сибирский путь» невыгодным. Участники грузового рынка в один голос говорят, что на Транссибе нет ни сервиса, ни парка контейнеров, не площадок хранения и разгрузки. А дальше работают инерционные законы рынка – китайские транспортники, портовики и морские перевозчики вкладывают колоссальные деньги в строительство и развитие терминалов, в обустройство новых линий, ускорение перевозок, улучшение логистики и улучшение сервиса. Россия взирает на этот невиданный вал транзита по пути «Восток-Запад» через заросшие травой стрелки Транссиба и очень давно хочет изменить расклад на транспортом рынке в свою пользу.

Во вторник в Сочи на специализированном совещании по развитию транспорта Путин заявил, что расширение транзитных возможностей России является стратегической задачей правительства. Федеральные чиновники говорят об этом уже больше 10 лет, и с того времени рынок nрансконтинентальных контейнерных перевозок успел вырасти в несколько раз. Однако, как сказал Путин, через Россию идет лишь 1% торговых потоков из Азии в Европу - а эксперты убеждены, что он должен быть в 5 или даже 10 раз больше, считает премьер. А все оттого, что российской транспортной системе так и не удалось стать по-настоящему единым организмом, посетовал он: "Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой». Он напомнил о сезонных закупорках железных дорог – особенно на подъездах к морским портам, где в «пик» перевозок (обычно это бывает зимой, когда возрастает потребление угля, перевозимого в вагонах) выстраиваются пробки из товарных поездов. И согласился с транспортниками в том, что эффективные логистические схемы на такой основе выстроены быть не могут. Именно об этом уже не более десяти лет говорят участники рынка, сетующие на отсутствие координации в отрасли, где федеральный транспортный коридор иногда может быть блокирован из-за того, что местному губернатору захотелось спрямить путь в свою загородную резиденцию. «В результате транзитный потенциал России слабо востребован, и мы каждый год упускаем прямую выгоду, причем весьма значительную. Такая ситуация нас больше не может устраивать», - заявил премьер.

Он пообещал, что власти собираются прекратить заниматься простым поддержанием ;изнеспособности транспортной системы и перейти «к ее качественному развитию на cовременной технологической основе». Именно поэтому правительство намерено до 2015 года вложить 13 трлн рублей в финансирование федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России". Путин сказал, что в самое ближайшее время он подпишет постановление об утверждении этого документа. «Это будет самая масштабная из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством», - сообщил премьер, призвав минимизировать потери, которые почти неизбежны при столь гигантских инвестициях. Почти половину расходов – 4,7 трлн рублей - возьмет на себя федеральный бюджет. Эти деньги будут потрачены на сооружение и реконструкцию более 17 тыс. км федеральных, региональных и местных дорог. Кроме того, появятся свыше 3 тыс. км новых железнодорожных путей – это, по расчетам правительственных чиновников, позволит практически полностью ликвидировать участки с ограниченной пропускной способностью. Благодаря созданию новой инфраструктуры власти рассчитывают увеличить суммарную мощность морских портом на 400 млн тонн в год. Кроме того, в аэропортах более 100 взлетно-посадочных полос будут построены или отремонтированы. В железнодорожной сфете начнется внедрение скоростного пассажирского движения. «От реализации этой программы в большой степени зависит будущее российской экономики», - отметил Путин. Он напомнил, что множество месторождений ценных природных ресурсов не осваиваются до сих только потому, что в эти регионы нет дорог. Особенно это касается Якутии и территорий Дальнего Востока. «Если мы не будем развивать инфраструктуру, у нас, по большому счету, не будет и будущего", - считает премьер. Он добавил, что именно государство должно определить интенсивность развития транспортной отрасли.

При этом правительство собирается отдельно рассмотреть программу развития московского транспортного узла – наиболее сложной и перегруженной части российской инфраструктуры. В Минфине говорят, что проблемы столичных грузопотоков порождены отсутствием грамотного территориального планирования. Замминистра финансов Антон Силуанов заявил на совещании в Сочи, что в Москве и прилегающем регионе таможенные терминалы и склады часто строятся в районах, где недостаточно транспортных развязок и транспортных мощностей – и поэтому разные оставляющие транспортной системы развиваются без взаимной координации. «На наш взгляд, вопрос увязки выделения средств на строительство транспортных путей с территориальным планированием является наиболее важным для решения комплексной задачи обеспечения транспортной доступности", - сказал замминистра. Глава Минтранса Игорь Левитин говорит, чт программа развития московского транспортного узла уже сверстана с участием чиновников, РЖД и частного бизнеса и в ближайшее будет вынесена на правительство.

Андрей Михайлов