Posted 26 мая 2008,, 10:00

Published 26 мая 2008,, 10:00

Modified 1 апреля, 22:06

Updated 1 апреля, 22:06

Москва. Круглый стол «Весенний призыв-2008 глазами военных и правозащитников»

26 мая 2008, 10:00

26 мая 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялся круглый стол «Весенний призыв-2008 глазами военных и правозащитников».

В круглом столе приняли участие:
- Владимир Тригнин, начальник юридического отдела Городской Военной коллегии адвокатов (Москва);
- Аркадий Чаплыгин, управляющий делами коллегии адвокатов «Призывник» (СПб);
- Виктор Папков, адвокат Городской Военной коллегии адвокатов (Москва);
- Татьяна Кузнецова, руководитель межрегионального движения организации «Солдатские матери» (Москва).

Владимир Тригнин, начальник юридического отдела Городской Военной коллегии адвокатов (Москва), отметил, что расширился круг лиц, попадающих под военный призыв. Вместе с тем, вопросом повышения престижа военной службы в российском обществе никто не занимается. Эксперт констатировал, что уклоняться от службы в армии молодым людям становится все сложнее. Этому способствовала и недавняя инициатива Верховного Суда РФ, принявшего на пленуме 3 апреля 2008 года постановление, расширяющее возможности привлечения призывников к уголовной ответственности, что в значительной мере развязывает руки карательным органам.

Аркадий Чаплыгин, управляющий делами коллегии адвокатов «Призывник» (СПб), заявил, что выполнение этого весеннего призыва сопровождается грубыми нарушениями прав человека. Впрочем, их набор стандартен из года в год. Среди основных нарушений Аркадий Чаплыгин назвал, во-первых, нарушение сроков призыва. Медицинские комиссии военкоматов зачастую проводят медицинские освидетельствования на месяц ранее установленного законом срока, который начинается одновременно с началом призыва (1 апреля весной и 1 октября осенью). Во-вторых, при медицинском освидетельствовании врачи медкомиссии не проводят необходимых анализов (зачастую не направляют призывников на флюорографию, ЭКГ и пр.), а также не принимают во внимание ранее выявленных серьезных заболеваний, делающих молодых людей не пригодными к военной службе. Помимо этого, по словам Аркадия Чаплыгина, у военных комиссариатов имеются серьезные проблемы с лицензиями на проведение подобных медицинских освидетельствований. Разгул произвола в отношении призывников, по словам Аркадия Чаплыгина, наблюдается и со стороны милиции, которая «отлавливает» молодых людей, уклоняющихся от службы, и насильственно приводит их в военкомат, что не является законным. Исходя из всего этого, добиться отмены решения о призыве молодого человека в армию в России зачастую можно достаточно просто через суд. Однако проблема заключается во многом в отсутствии гражданской ответственности населения и неверии в то, что гражданин способен выиграть судебный процесс против государства.

Виктор Папков, адвокат Городской Военной коллегии адвокатов (Москва), заявил, что московские призывные власти совершают в целом те же типичные нарушение прав граждан, однако отличаются гораздо большим размахом. Зачастую призывников не обследуют в принципе; повестки о необходимости явиться в военкомат приходят на бланках устаревшего образца; сотрудники военкоматов отказываются принимать заявления от призывников, дающие последним право на отсрочку. Призывники, которым на основании полной негодности к военной службе удалось избежать зачисления в ряды российской армии в последнем призыве, продолжают, по словам Виктора Папкова, «оставаться на балансе» военкоматов до следующих призывов.

Татьяна Кузнецова, руководитель межрегионального движения организации «Солдатские матери» (Москва), обратила внимание на еще одну серьезную проблему нарушения прав военнослужащих. Многие солдаты срочной службы подвергаются давлению с целью продолжения военной службы на контрактной основе. Путем обмана, принуждения, шантажа и даже пыток, срочников вынуждают подписывать контракты на дальнейшую военную службу продолжительностью в два года. Сокращение же срочной службы до одного года, Татьяна Кузнецова не воспринимает, как существенное облегчение для вынужденных служить. По ее словам, правозащитники всерьез опасаются, что к 2010 году срок военной службы будет значительно увеличен в связи с серьезным снижением рождаемости, отмеченным в России в 1991 году.

В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на сокращение срока военной службы в России, данная норма повлечет за собой, скорее негативные последствия – в том числе всплеск дедовщины в отношении новобранцев последующих призывов.