Posted 28 мая 2008,, 20:21

Published 28 мая 2008,, 20:21

Modified 1 апреля, 22:03

Updated 1 апреля, 22:03

Братский геноцид

28 мая 2008, 20:21
В Польше вспоминают трагические события, произошедшие 65 лет назад на Волыни - «волынскую резню» поляков боевиками из ОУН-УПА. Правда, сейчас многие считают, что не стоит бередить старые раны, ведь Украина – это стратегический союзник. Однако число погибших тогда поляков оценивается в 100-200 тысяч человек, что позволяет говорить о геноциде.

В этом году в Польше вспоминают трагические события, произошедшие 65 лет назад на Волыни. Речь идет о так называемой «волынской резне» поляков боевиками из ОУН-УПА. Правда, сейчас многие в Польше считают, что не стоит бередить старые раны, ведь Украина – это стратегический союзник. Однако не все готовы забыть страшные эпизоды своего прошлого - ведь число погибших поляков оценивается в 100-200 тысяч человек, что позволяет говорить о геноциде.

Недавно в Варшаве состоялась международная конференция под красноречивым названием «Польша-Украина: дружба и партнерство; ОУН-УПА: позор и осуждение». Названия докладов - «Бандеровский геноцид в свете международного права», «Холокост по-бандеровски», «Как бандеровцы фальсифицировали историю» и т.п. - говорят сами за себя. Ученые из Украины, Польши и России выступали против культа людей, сотрудничавших с нацистами. Правда, по словам украинского историка Юрия Шиловцева, на демократической Украине противодействовать этому сложно, поскольку был ужесточен доступ к документам, касающимся деятельности ОУН-УПА. Теперь эти документы находятся под контролем Службы безопасности Украины, и работать с ними разрешается только «проверенным» историкам.

При этом, как отметил польский ученый Рышард Шавловски, хотя в геноциде виновны также советский и фашистский режимы, волынская резня была наиболее жестокой: тотально уничтожались все поляки - от младенцев до стариков, при этом использовались самые изощренные и нечеловеческие пытки. Истреблением занимались не только специальные формирования - это было массовым явлением. Власти Германии и России принесли официальные извинения, тогда как на Украине никто извиняться не собирается.

Участники конференции также критиковали примиренческую позицию большинства польских политиков в отношении пробандеровских устремлений «оранжевой» политэлиты на Украине. Большинства - но не всех. Например, вице-спикер нижней палаты польского парламента Ярослав Калиновский, открывавший конференцию, сообщил, что возглавляемая им Крестьянская партия подготовила проект постановления, осуждающего "волынскую резню". Правда, он тут же признал, что партнеры по коалиции из «Гражданской платформы» Дональда Туска вряд ли поддержат это предложение.

Калиновский знает, о чем говорит. В Польше в определенных кругах упорно не хотят называть вещи своими именами. "Волынскую резню" предпочитают называть гражданской крестьянской войной, а никаким не геноцидом. А жестокость действий ОУН-УПА объясняют незавидным положением украинцев в предвоенной Польше. Да и вообще высшее руководство ОУН-УПА во главе с Бандерой не ответственно за волынские события - резня лежит на совести местных предводителей бандеровцев. Нынешней же Украине, по мнению некоторых польских политиков и журналистов, стыдиться нечего.

Некоторые польские историки тоже увлекаются политическими играми и забывают собственно об истории. Например, Институт национальной памяти (ИНП) не проводит самостоятельных исследований, а довольствуется, как считают некоторые, «украинской националистической, фактически фашистской историографией». Пытаясь представить ОУН-УПА в качестве борцов за украинскую независимость, ИПН затрудняет путь к подлинному историческому примирению двух народов.

Организаторы мероприятий, связанных с 65-й годовщиной волынской трагедии, предполагают осенью открыть в Варшаве памятник жертвам ОУН-УПА на Волыни. Есть несколько проектов монумента, некоторые из них - весьма скандальны. Один, по аналогии с известной фотографией, должен изображать пятиметровое дерево с прибитыми к нему останками детей (в последнее время, правда, связь фотографии с преступлениями бандеровцев оспаривается). Второй - повешенных молодую обнаженную мать с детьми. Когда год назад появилась информация о первой версии памятника, представители польской интеллигенции (среди них главный редактор «Газеты Выборча» Адам Михник и известный режиссер Анджей Вайда) обратились с призывом отказаться от идеи монумента - особенно в такой форме. Мотивация все та же – подобного рода инициативы будут только сеять вражду между двумя народами.

Неизвестно, появится ли в итоге в Варшаве памятник жертвам ОУН-УПА. Многие польские политики, деятели науки и культуры боятся обидеть бандеровцев и их современных поклонников на Украине. При этом они, как это часто бывает, забывают, с кем "братаются". Если бандеровский культ на Украине будет развиваться дальше, то однажды может осуществиться мечта украинских националистов основать Украинскую самостийную соборную державу, куда должны входить и территории Польши.