Posted 19 июля 2008,, 14:00

Published 19 июля 2008,, 14:00

Modified 1 апреля, 21:26

Updated 1 апреля, 21:26

Гены африканцев повышают риск заражения ВИЧ

19 июля 2008, 14:00

ЛОНДОН, 19 июля. Гены, специфичные для африканцев, существенно повышают для них риск заражения ВИЧ. Об этом, как передает "ИноПресса", говорится в исследовании, согласно которому разрастанию на континенте эпидемии СПИДа может способствовать возросшая чувствительность к вирусу.

У 90% африканцев, имеющих определенный ген в ДНК, после сходного воздействия вируса вероятность заразиться ВИЧ на 40% выше, чем у людей, не имеющих этого гена, обнаружили ученые из Британии и США.

Поскольку генетические изменения являются общими для людей африканского происхождения, но фактически неизвестны среди других этнических групп, этим отчасти можно объяснить, почему ВИЧ-СПИД наиболее распространен в странах Африки к югу от Сахары. По оценкам ООН, там ВИЧ-позитивны 22,5 млн человек – более двух третей от общемирового количества, которое составляет около 33,2 млн.

Этот ген, известный как "Даффи-негативный", так распространен в Африке, что его можно считать виновным примерно в 11% всех случаев заражения ВИЧ на континенте (2,5 млн), говорят ученые.

"Этот ген специфичен для Африки, вот почему это так интересно в контексте исследовании СПИДа", – заявил Робин Уэйсс, профессор, специалист в области инфекций и иммунитета из медицинского колледжа Лондонского университета, входящий в группу исследователей.

"Возможно, это один из факторов роста эпидемии в районах к югу от Сахары. Насколько мы понимаем, это первый случай, когда в действие вступил генетический фактор, повышающий восприимчивость к инфекции".

Сексуальные отношения также сыграли свою роль в развитии эпидемии в Африке – единственной части света, где она поражает преимущественно гетеросексуалов.

Возможно, "Даффи-негативный ген" распространился среди африканского населения та широко оттого, что он позволяет организму сопротивляться одной из форм малярии, именуемой Plasmodium vivax. Профессор Уэйсс считает, что однажды он, возможно, также повысил сопротивляемость против предшественника самого опасного малярийного паразита – Plasmodium falciparum.

Эти знания могли бы оказаться весьма полезными в развивающейся Африке. Поскольку ВИЧ – новое заболевание, которое, как считалось, перешло к человеку от шимпанзе в период между 1910 и 1950 годами, воздействие этого гена на вирус до недавних пор не имело негативных последствий. "Ген, который в прошлом защищал человека от малярии, теперь делает своего носителя более уязвимым для ВИЧ", – сказал профессор Уэйсс.

Мэттю Долан из военного медицинского центра Сан-Антонио в Техасе сказал: "После тысяч лет адаптации этот вариант гена Даффи получил широкое распространение, поскольку он помогал бороться с малярией. Теперь, когда на сцену вышла новая глобальная пандемия, тот же самый ген делает людей более уязвимыми для ВИЧ. Это показывает комплексное взаимодействие между исторически значимыми болезнями и восприимчивость к ним в наше время".

В рамках исследования, результаты которого были опубликованы в журнале "Cell Host & Microbe", ученые почти 22 года исследовали группу служащих ВВС США, из которых более 1200 ВИЧ-позитивны. "Даффи-негативный генотип"' был обнаружен почти исключительно у афроамериканцев.