Posted 24 июля 2008,, 12:45

Published 24 июля 2008,, 12:45

Modified 1 апреля, 21:21

Updated 1 апреля, 21:21

Диссиденты Аллаха

24 июля 2008, 12:45
Ряды «Аль-Каиды» редеют. От Бен Ладена открещиваются бывшие товарищи и исламистские идеологи. О значении подобных диссидентов рассказывает сотрудник Центра по вопросам права и безопасности Нью-Йоркского университета Пол Круикшэнк.

Ряды Аль-Каиды начали редеть: от Бен Ладена и его «Базы» (так дословно переводится с арабского слово «Аль-Каида») стали открещиваться бывшие боевые товарищи и исламистские идеологи. Они делают публичные заявления, пишут книги и пытаются, пользуясь своим духовным авторитетом или боевой славой, отговорить молодых мусульман вступать в ряды джихадистов. О значении таких диссидентов в интервью «Росбалту» рассказал научный сотрудник Центра по вопросам права и безопасности Нью-Йоркского университета Пол Круикшэнк.


- Что обещает начавшийся раскол в рядах «Аль-Каиды»?

- Этот раскол чрезвычайно важен. Можно сказать, что это самый важный положительный для нас с вами поворот событий в стане джихадистов. Люди, которые стали отрекаться от Бен Ладена, имеют большой авторитет в этой среде. В этой связи их заявления могут сыграть решающую роль для тех молодых людей, которые подумывают о том, чтобы примкнуть к «Аль-Каиде». Среди диссидентов есть те, у кого за плечами боевой опыт в Афганистане. Есть те, кто имеет репутацию исламских ученых, а есть те, кто был знаком с Бен Ладеном лично. И когда такие люди начинают критиковать «Аль-Каиду», это не может не иметь последствий. Когда видные теологи заявляют, что никакого вознаграждения за джихад на том свете не будет, это может заставить кого-то поменять свое решение стать смертником.

Так что я считаю, что данный раскол может иметь долгоиграющие последствия для «Аль-Каиды», которая, конечно, по-прежнему обладает внушительной силой. После операции 2001 года «Базе» удалось восстановиться в пакистанской зоне племен. Также на руку «Аль-Каиде» сыграла война в Ираке, которая позволила использовать ситуацию для вербовки смертников. Если в 2002 году «Аль-Каида» скорее оборонялась, то в 2005-2006 годах она сумела восстановиться. «Аль-Каида» по-прежнему существует и по-прежнему опасна. Однако критика, поступающая изнутри, из самых недр джихадистского движения, может нанести гораздо больший вред, чем все военные операции, потому что она закладывает бомбу в самое основание «Аль-Каиды» – в механизм вербовки новых террористов.

- Кто из крупных фигур выступил против «Аль-Каиды»?

- Приведу вам несколько примеров. Номан Бенотман, возглавлявший одно время радикальную ливийскую группировку, ставившую целью свержение режима Муаммара Каддафи, встречался с Бен Ладеном лично на «слете» джихадистов в 2000 году в Афганистане. На этом слете, который Бен Ладен и человек №2 в структуре «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири созвали, чтобы скоординировать усилия различных группировок, Бенотман понял, что ему не по пути с ними. «Аль-Каида» не была в состоянии понять ошибки прошлых лет, например, те, что были совершены в Алжире, где в результате действий исламистов была развязана гражданская война, приведшая к смерти более ста тысяч людей. Бенотман считал также, что атака против США только затруднит борьбу против светских диктаторских режимов в мусульманских странах.

После событий 11 сентября 2001 года он вышел из группировки, так как понимал, что США не станут вникать в детали и разбираться, кто из джихадистов действительно с Бен Ладеном, а кто нет. Группировка, однако, продолжала действовать, и представители ее ядра были арестованы и помещены в тюрьму. Весь 2007 год Бенотман занимался тем, что выполнял секретную миссию. Он посредничал между бывшими соратниками по джихаду и ливийским правительством. Результат: почти достигнута договоренность о том, что группировка прекращает свою деятельность и выступает с осуждением «Аль-Каиды», которая некогда вписала ее в свои подразделения. Бенотман публично выступает против «Аль-Каиды».

Другой пример – религиозные ученые из Саудовской Аравии. О Шейхе Салмане аль-Ауда когда-то лестно отзывался Бен Ладен. Аль-Ауда – один из отцов религиозного возрождения в Саудовской Аравии 80-х годов. Он всегда выступал против американского присутствия в этой стране, а за свои радикальные идеи отсидел в саудовской тюрьме. В 2004 году он был одним из 26 теологов, которые призвали иракцев бороться с оккупантами. Год назад он обратился в телеэфире к Бен Ладену со следующими словами: «Сколько невинных людей, детей, женщин, стариков было убито во имя «Аль-Каиды»? Будешь ли ты счастлив встретить Бога всемогущего с бременем этих сотен или тысяч или миллионов отнятых жизней на своих плечах?».

Еще один удар Бен Ладену был нанесен духовным крестным отцом «Аль-Каиды» – имамом аш-Шарифом, известным как «Доктор Фадл». Ему приписывается авторство доктрины о том, что мусульмане, не участвующие в джихаде, – это неверные. Он не призывал к убийству таких мусульман, но сама доктрина легла в основу действий многих радикальных групп. Он был наставником Аймана аз-Завахири, участвовал в боевых действиях против советских войск. Хирург по профессии, он однажды оперировал Бен Ладена. Аш-Шариф, находясь в египетской тюрьме, написал книгу под названием «Рационализация джихада». По частям она была опубликована египетскими СМИ. В этой книге он заявляет, что в последние годы джихад велся с нарушением норм шариата, поскольку привел к многочисленным смертям невинных людей. А в интервью газете «Аль-Хайят» («Жизнь») он пошел еще дальше, заявив, что аз-Завахири и Бен Ладен – аморальные личности.

- Насколько многочисленны те, кто решил покинуть ряды боевиков и, более того, выступить против «Аль-Каиды»?

- Оценить реальное число диссидентов достаточно сложно. Некоторые из них имели связь с «Аль-Каидой» и сейчас выступили против нее. Некоторые из выступивших против не являлись частью международной террористической сети, а входили в джихадистские группировки, не связанные с ней.

Главный смысл происходящего не столько в количестве, сколько в качестве тех, кто выступил с обличением «Аль-Каиды». Это лидеры – те, к кому прислушиваются. Конечно, это не значит, что завтра «Аль-Каиды» уже не будет, но это может быть бомбой замедленного действия. Критика в адрес «Аль-Каиды» со стороны джихадистов существенно сужает количество симпатизирующих ей. В каких-то районах Пакистана, наверное, молодежь по-прежнему будет вступать в ряды «Аль-Каиды» из невежества, а содержание дискуссии до них не дойдет. Но в мировом масштабе некоторые подвижки уже начались. Так, например, люди, вербуемые «Аль-Каидой», с каждым годом становятся все моложе и моложе, потому что молодых гораздо проще убедить в том, что мир черно-белый, и что, став смертниками, они автоматически попадут в рай. Взрослых мусульман в этом убедить уже гораздо сложнее.

- Каково современное отношение к «Аль-Каиде» в среде джихадистов?

- «Аль-Каида» заявляет, что является джихадисткой организацией, заявляет, что ведет «священную войну», что эта война разрешена исламом, и что эта война должна защитить мусульман от западной агрессии против ислама. Однако другие джихадисты заявляют, что это не так, что «Аль-Каида» не является джихадистской организацией, и что она является террористической организацией, так как убивает мирное население, в том числе мусульман. То есть внутри джихадистского течения «Аль-Каида» все больше и больше изолируется. Конечно, есть и такие, которые заявляют, что «Аль-Каида» и только «Аль-Каида» является джихадистской организацией. Сейчас внутри джихадистского движения идет дискуссия о том, кто настоящий джихадист, а кто нет, и чем же все-таки является «Аль-Каида». И, безусловно, эта дискуссия не несет в себе ничего хорошего для «Аль-Каиды», так как она сеет сомнение в рядах исламистов.

- Можно ли говорить о каких-то конкретных последствиях этой критики, например, в Европе? Интернет, правда, по-прежнему кишит джихадистами самых разных мастей, в том числе, тех, кто симпатизирует Аль-Каиде...

- В Интернете, конечно, по-прежнему полно самых разных инструкций и видео, однако это не является существенным показателем. Я хотел бы отметить, что популярность Аль-Каиды в Европе среди мусульман стала снижаться после терактов в Мадриде и терактов в Лондоне, потому что смерть, что называется, пришла на порог их дома. Если раньше это были далекие теракты, то после событий 2004 и 2005 годов они стали вполне реальными. В результате мусульманское население Европы стало менять свое отношение к «Аль-Каиде».

Однако в Европе по-прежнему существует прослойка, состоящая из тех, кто будет поддерживать «Аль-Каиду» несмотря на любую критику. Более того, часть из них будет становиться все более радикальной, реагируя на критику в адрес «Базы». Но это очень небольшая группа людей, которая, конечно, является самой большой головной болью европейских спецслужб. Есть надежда на то, что с критикой будет сокращаться количество радикалов, хотя, конечно, борьба с европейским экстремизмом будет долгой и непростой.

Беседовала Юлия Нетесова