Posted 1 августа 2008,, 15:46

Published 1 августа 2008,, 15:46

Modified 1 апреля, 21:15

Updated 1 апреля, 21:15

Караджич изложил свое алиби на бумаге

1 августа 2008, 15:46
Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич настаивает на существовании тайной сделки со спецпредставителем президента США на Балканах Ричардом Холбруком. По словам Караджича, он должен был полностью уйти из политики, пока не будут полностью выполнены "Дейтонские соглашения".

ГААГА, 1 августа. Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич настаивает на существовании тайной сделки со спецпредставителем президента США на Балканах Ричардом Холбруком. В середине 90-х годов президент якобы предложил Караджичу, в то время президенту Республики Сербской (РС), уйти из политики в обмен на то, что его не будет судить Международный трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ), передает РИА "Новости".

Караджич направил в судебную палату МТБЮ письменный документ, текст которого был в пятницу распространен трибуналом в Гааге. В частности, там говорится, что "в 1996 году от имени США Ричард Холбрук сделал предложение государственным лицам и министрам, которые были моими полномочными представителями". Предложение, по словам Караджича, было следующим: он должен был "оставить не только все государственные, но и все партийные посты и совершенно исчезнуть из общественной жизни, не давать интервью и даже не публиковать литературные работы, словом, стать невидимым до тех пор, пока не будут полностью выполнены "Дейтонские соглашения".

Американский представитель, пишет бывший лидер боснийских сербов, обещал, что Сербская демократическая партия (СДП) не будет отстранена от участия в выборах. Экс-президент РС отметил, что в 1996 году это обещание было выполнено, но на следующих выборах представители СДП были исключены из избирательных списков.

Караджич заявил, что Холбрук от имени США поручился, что его не будет судить этот трибунал. Холбрук также сказал экс-президенту Сербии, что он "должен понять, что некоторое время в мой адрес будет звучать очень острая риторика с тем, чтобы мои сторонники не препятствовали выполнению "Дейтонских соглашений".

Экс-президент РС подчеркнул, что тогда США выполнили свое обещание ослабить давление на СДП, а сам Холбрук "хвастался в прессе", что убедил Караджича уйти не только из государственной, но и из партийной жизни.

"Доказательства этого есть в СМИ, которые содержат информацию о том, что соглашение имело место, хотя в них нет деталей относительно трибунала", - пишет бывший лидер боснийских сербов.

Караджич также заявляет, что он выступал за аналогичное урегулирование ситуации с разыскиваемым международным трибуналом бывшим командующим армией боснийских сербов Ратко Младичем.

Доказательством того, что инициатива Холбрука была не личной, а исходила от американского государства, по мнению Караджича, является якобы имевшее место предложение тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт президенту Республики Сербской Биляне Плавшич, чтобы Караджич уехал куда-нибудь в Россию, Грецию или Сербию и открыл там частную клинику или, по крайней мере, уехал в Биелину.

Караджич пишет, что в то время опасался не международных сил по стабилизации в Боснии, а авантюристов, которые могли бы за ним охотиться. В то же время он обращает внимание на имевшую тогда активность международных сил, явно, по его мнению, стремившихся к ликвидации кого-то. В этой связи Караджич вспоминает якобы имевшее место высказанное Холбруком сожаление, что Гаагский трибунал не может выносить смертных приговоров.

Бывший спецпредставитель президента США на Балканах Холбрук назвал в четверг "дезинформацией" заявление Караджича о том, что американский представитель заключил с ним сделку.

Накануне Радован Караджич впервые предстал перед судьями Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге. На слушаниях Караджичу было предложено воспользоваться правом отсрочки. Он ответит на выдвинутые против него обвинения 29 августа.

Обвинительное заключение состоит из 11 пунктов. Караджич должен будет признать или не признать свою вину по каждому пункту отдельно. Караджича обвиняют в преступлениях, совершенных им в качестве главы Республики Сербской в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годы.