Posted 15 августа 2008,, 21:12

Published 15 августа 2008,, 21:12

Modified 1 апреля, 21:04

Updated 1 апреля, 21:04

Визит Меркель: разведка боем провалилась

15 августа 2008, 21:12
Москва и Берлин радикально расходятся в оценке последних событий на Кавказе – таков итог встречи лидеров России и ФРГ Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель 15 августа в Сочи. Эксперты «Росбалта» и Deutsche Welle подводят итоги встречи двух лидеров.

Москва и Берлин радикально расходятся в оценке последних событий на Кавказе – таков итог встречи лидеров России и ФРГ Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель 15 августа в Сочи. Эксперты Deutsche Welle («Немецкая Волна») и ИА «Росбалт» подводят итоги встречи двух лидеров.

Инго Маннтойфель, главный редактор русской онлайн- и радиоредакции Deutsche Welle:

«
Российскому руководству не стоит рассчитывать на то, что Германия всегда будет проявлять готовность к компромиссам только ради сохранения чрезвычайно успешного экономического сотрудничества".

Канцлер Германии Ангела Меркель провела в Сочи переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым. При этом Ангела Меркель подвергла резкой критике политику России на Кавказе. Кремлю следовало бы прислушаться как к ясным словам канцлера Германии, так и к ее полутонам.

Когда визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Сочи для встречи с президентом России Дмитрием Медведевым еще только планировался, никто, конечно, и не подозревал, какое огромное значение он обретет. Однако это значение визиту придал президент Грузии Саакашвили, предпринявший попытку силой оружия вернуть под свой контроль непризнанную республику Южную Осетию. Россия не только отразила это нападение, но и воспользовалась возможностью направить свои танковые колонны и артиллерию вглубь грузинской территории.

Ясная оценка

Именно эти военные действия Москвы канцлер Германии в беседе с российским президентом и подвергла критике как несоразмерные. Не выходя за рамки дипломатии, но в недвусмысленных выражениях Ангела Меркель потребовала немедленно приступить к осуществлению мирного плана из шести пунктов и вывести российские войска за границу с Южной Осетией. Правда, Медведев в оправдание российских действий повторил уже известные доводы, но ему следовало бы прислушаться к полутонам в высказываниях Ангелы Меркель.

Конечно, то, что канцлер не отменила визит, как того требовали оппозиционные партии в Германии, уже можно считать свидетельством того, что она стремится к сотрудничеству с Россией, что правительство Германии готово и в кризисные времена поддерживать диалог с Москвой. А это отнюдь не само собой разумеется. Достаточно посмотреть на реакцию других стран НАТО и Евросоюза.

Косвенные предостережения

И, тем не менее, президенту Медведеву и другим российским лидерам не стоит рассчитывать на то, что Германия всегда будет проводить столь конструктивную политику и проявлять готовность к компромиссам только ради сохранения чрезвычайно успешного экономического сотрудничества. Германо-российские отношения сегодня приходится признать хрупкими и переменчивыми.

Именно на это и хотела указать канцлер Германии, в спокойной и сдержанной манере высказав в ходе совместной пресс-конференции косвенные предостережения в адрес России. Она не оставила сомнений в том, что Украина и Грузия будут приняты в НАТО. С такой определенностью это прозвучало из ее уст впервые. Ангела Меркель констатировала, что речь теперь идет только о сроках. Из этого можно сделать вывод, что она не исключает расширения НАТО уже в декабре нынешнего года.

Совершенно недвусмысленно она поддержала и позицию США, заявив, что элементы американской системы ПРО в Польше и Чехии не направлены против России. Оба заявления были отнюдь не случайными, так Ангела Меркель подвела итог своей встречи с Дмитрием Медведевым.

Четкие границы

Подведем итоги и мы. Своим визитом канцлер Германии подчеркнула, какое значение она придает сотрудничеству и добрым отношениям с Россией. В этом ее позиция, во всяком случае, внешне отличается от позиции США и восточноевропейских стран Евросоюза, которые требуют ужесточения политики в отношении России.

Но одновременно Ангела Меркель ясно дала понять, что Россия переступила границы допустимого. Частичная оккупация Грузии и нарушение принципов территориальной целостности суверенного государства несовместимы с проводимым Берлином курсом на сотрудничество с Россией. Остается надеяться, что в Кремле хорошо поняли это недвусмысленное послание канцлера Германии Ангелы Меркель».


Николай Ульянов, заместитель главного редактора информационного агентства «Росбалт»:

«Россия дошла в своей политике до черты, отступать за которую - значит признать несостоятельность как державы, способной контролировать ситуацию у своих границ".

Судя по тому, что было сказано в пятницу, 15 августа, в Сочи на совместной пресс-конференции Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, визит в Россию федерального канцлера Германии, если при его подготовке ставилась цель помочь Москве и Тбилиси в урегулировании конфликта вокруг непризнанных республик, оказался провальным.

Меркель не проявила гибкости

Несомненно, многих в России позиция госпожи Меркель разочарует: в отличие от президента Франции Николя Саркози, проявившего на недавних переговорах в Москве гибкость, склонность к компромиссам и очевидное желание срочно остановить войну на Кавказе, канцлер ФРГ не предложила никаких новых инициатив, способных ускорить наступление мира в Грузии, а также не дала оценку (даже в дипломатических выражениях) уничтожению Цхинвала войсками Михаила Саакашвили. Напротив, она всячески подчеркивала свое негативное отношение к операции по принуждению к миру, предпринятой Россией, и требовала скорейшего вывода Москвой своих войск из Грузии.

Складывается впечатление, что Ангела Меркель, с одной стороны, не склонна активно вмешиваться в процесс мирного урегулирования на Кавказе и именно поэтому не привезла в Сочи никаких предложений, способных заинтересовать Медведева, с другой, - не хотела и отменять свой запланированный заранее визит, чтобы не обидеть Кремль: такой демарш вполне мог быть воспринят в Москве как сигнал к ухудшению отношений между двумя странами.

Позиция России ужесточилась

Ангела Меркель после переговоров с Дмитрием Медведевым вообще выглядела несколько растерянной и скованной. Российский президент, напротив, был уверен в себе и четок в формулировках: всю полноту ответственности за развязывание войны на Кавказе несет грузинское руководство; Москва при выборе ответа на агрессию руководствовалась правом на самооборону в соответствии с Уставом ООН; шесть принципов мирного урегулирования, выработанные при посредничестве Саркози, должны быть "приняты" Грузией. Россия, Евросоюз и ОБСЕ, по мнению Медведева, в ходе мирного урегулирования обязаны выполнять "гарантийные функции". Однако Москва не намерена допускать на территории Абхазии и Южной Осетии никакие другие миротворческие вооруженные формирования, только наблюдателей от ОБСЕ.

Между тем, следует напомнить, что в минувший четверг позиция России еще более ужесточилась - на встрече с главами непризнанных кавказских республик Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем в Кремле Дмитрий Медведев недвусмысленно заявил, что Москва одобрит и гарантирует исполнение того решения о политическом статусе Южной Осетии и Абхазии, которое будет отражать волю их народов. То есть признает независимость этих республик и поможет при ее становлении. В ходе встречи с Меркель Медведев еще раз повторил эту позицию.

Предложения канцлера не могут быть приняты Россией

Ангела Меркель со своей стороны заметила, что при урегулировании конфликта на Кавказе следует исходить из принципа территориальной целостности государства. Напомним, что 14 августа глава МИД России Сергей Лавров заявил о невозможности соблюдения этого принципа в отношении Грузии. Кроме того, по мнению госпожи Меркель, должны быть расставлены следующие приоритеты: отвод войск РФ на некие первоначальные рубежи, оказание гуманитарной помощи, в том числе Германией, обеим сторонам конфликта, увеличение числа международных наблюдателей в регионе с целью проведения "объективной экспертизы". Главное, на что делала упор Ангела Меркель, - скорейшее решение вопроса о политическом статусе непризнанных республик в рамках грузинского государства. В частности, она упомянула некую автономию. Кроме того, Меркель намекнула на возможность рассмотрения Евросоюзом вопроса о разворачивании своей миротворческой миссии в регионе.

Понятно, что все озвученные госпожой Меркель предложения отвечают интересам только одной стороны конфликта - Грузии, а значит не могут быть приняты ни Осетией, ни Абхазией. Для России это вообще повестка вчерашнего дня, поскольку в Москве полагают, что нападение Грузии на Южную Осетию и миротворцев РФ полностью изменило ситуацию в регионе, а значит и применять старые подходы и принципы к ее стабилизации бессмысленно - они не сработают.

Противоположные позиции

Одним словом, позиции России и Германии не то чтобы не совпадают, а прямо противоположны. Какие аргументы в ходе переговоров за закрытыми дверями приводила немецкий канцлер, сказать трудно. Можно лишь предположить, что речь шла об опасности сворачивания экономического сотрудничества между Европой и Россией, в частности по крупным, стратегическим проектам, таким как трубопровод "Северный поток"; о возможном ухудшении отношений между Москвой и НАТО и тому подобных стандартных западных "пугалках". Однако, весьма вероятно, и ответы Медведева были выдержаны в том же тоне: в поставках энергоносителей из России Европа заинтересована не меньше Москвы, НАТО нам и так не союзник... Возможно, некоторая растерянность Меркель на пресс-конференции в Сочи и объясняется тем, что она оказалась не готова к такому безразличному отношению президента России к угрозе ухудшения отношений с Западом.

Любопытно, что на пресс-конференции руководители государств почти не упоминали фамилию грузинского президента Михаила Саакашвили. Напомним, что накануне многие российские руководители заявляли, что господин Саакашвили как партнер им не интересен, поскольку за ним водится особенность вероломно нарушать договоренности и соглашения. Ангела Меркель, напротив, полагает, что Россия должна контактировать с "демократически избранным" руководством Грузии.

Отступать некуда

Особенно в России может не понравиться высказанное Ангелой Меркель нежелание получить и рассмотреть документальные свидетельства военных преступлений со стороны грузинской армии в Южной Осетии. Она согласилась с тем, что есть тысячи беженцев из зоны конфликта, однако доказательства вины грузинских властей в гуманитарной катастрофе германскому лидеру не нужны, - следовало из ее слов. Тем не менее, Дмитрий Медведев пообещал передать федеральному канцлеру компакт-диски с такими свидетельствами.

Таким образом, можно сказать совершенно уверенно, что визит канцлера ФРГ не принес никакой пользы в деле мирного урегулирования конфликта в Грузии. Хотя можно предположить, что реальной целью госпожи Меркель было всего лишь "прощупать" позиции нового российского президента, понять, насколько он склонен к компромиссам и в каком направлении европейцам следует оказывать давление. Если это предположение верно, то, скорее всего, такая "разведка боем" тоже не дала положительных результатов - Россия дошла в своей политике до черты, отступать за которую - значит признать свою несостоятельность как державы, способной контролировать ситуацию у своих границ».