Posted 30 сентября 2008,, 15:08

Published 30 сентября 2008,, 15:08

Modified 1 апреля, 20:26

Updated 1 апреля, 20:26

Экстремистов исповедует прокурор

30 сентября 2008, 15:08
Госдума вновь ужесточает борьбу с экстремизмом. Теперь власти решили блокировать доступ к интернет-сайтам, содержащим националистические призывы, и обязать религиозные организации раскрывать основы своего вероучения для получения госрегистрации.

Проект поправок сразу в несколько законов раздали сегодня участникам парламентских слушаний по вопросам противодействия преступлениям на почве национальной и религиозной нетерпимости, которые прошли в Госдуме. Ожидается, что документ поступит в нижнюю палату парламента уже в октябре за подписью группы депутатов. Известны даже фамилии будущих "авторов" - это единороссы Алексей Розуван, Сергей Капков, Аркадий Баскаев, Владимир Стальмахов и член фракции ЛДПР Евгений Тепляков.

В действительности поправки писали в Генпрокуратуре. По признанию замгенпрокурора Виктора Гриня, сотрудники его ведомства подготовили проект еще в конце 2007 года. Полгода он отлеживался в прокурорских столах и только в начале апреля прибыл для начального ознакомления в думский комитет по безопасности.

Депутатам предстоит поправить как минимум пять действующих законов, дабы «придушить» угрозу в зародыше. Первым делом народные избранники решили нанести удар по пропаганде экстремизма в Интернете. «Сегодня мы имеем дело с сотнями сайтов, которые, кроме экстремистских призывов, размещают конкретные инструкции по подготовке преступлений на почве национальной и религиозной нетерпимости», - волновался Виктор Гринь.

В качестве примера замгенпрокурора сослался на электронную версию книги «Русский террор», где подробно описывается процесс изготовления взрывчатки и способы ее закладки. Припомнил Гринь и запрещенный самарский сайт «Северное братство», а также печально известный видеоролик (американского происхождения) с отрезанием голов у «врагов по крови».

В скором времени ходить на такие сайты станет не только стыдно, а просто невозможно. Если суд сочтет материалы ресурса экстремистскими, владелец сайта будет обязан в течение месяца прекратить к ним доступ пользователей, говорится в законопроекте. В случае же неоднократного размещения такой информации суд и вовсе может принять решение о прекращении работы сайта на территории России.

Правда, управы на владельцев запрещенных ресурсов, которые наверняка «перекочуют» из Рунета на зарубежные серверы и уже оттуда продолжат «вещание», законодатели пока не нашли. На этот «пробел» еще не внесенного проекта и указал на слушаниях представитель МВД Александр Савин. «Такие сайты зачастую создаются на серверах иностранных провайдеров, а адресаты экстремистских сообщений хранят анонимность, и выявить их нет никакой возможности», - посетовал он. Впрочем, милицейский руководитель тут же сослался на опыт финнов, которые уже давно приравняли любые сайты к СМИ. «Владельцы этих сайтов сохраняют архив сообщений в течение 21 дня и по запросу компетентных органов предоставляют всю информацию об авторе сообщения», - рассказал докладчик.

Бороться с религиозными экстремистами депутаты собираются, обязав их еще на стадии регистрации общины предоставлять наряду с другими сведениями всю информацию об основах вероучения, "в том числе об истории возникновения религии и объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, образованию, здоровью, а также ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей».

Учредителя новой организации попросят принести и свои религиозные образовательные программы, которые, включая все последующие поправки, также будут подлежать госрегистрации. Если новая структура рискнет просвещать своих последователей на основании других, ранее не переданных на изучение чиновникам канонов, ее ожидает ликвидация.

Пойти на такие жесткие меры в отношении «религиозников» законодателей, как оказалось, вынудила не абстрактная забота о правах граждан. Все тот же Гринь поведал участникам, что совсем недавно (причем воспользовавшись поддержкой властей Татарстана) представители запрещенного в Турции экстремистского общества обучали российских школьников. «В результате их воздействия сознание детей формировалось в сторону идеализации представлений о Турции», - сказал замгенпрокурора. Еще одним примером религиозного беспредела Гринь назвал историю со «Свидетелями Иеговы», которые умудрились в Астрахани завлечь в свои сети сирот из местного детдома.

Ужесточение законодательства оправданно, заверили участники слушаний. По словам главы думского комитета по безопасности Владимира Васильева, если в 2004 году было возбуждено всего 130 уголовных дел по фактам экстремистской деятельности, то в первом полугодии 2008 года таковых насчитывалось уже 250. Причем, по данным Генпрокуратуры, чаще всего от экстремизма страдают москвичи - только в этом году в столице было зарегистрировано 73 подобных преступления.

Мария Шувалова