Posted 1 октября 2008,, 11:00

Published 1 октября 2008,, 11:00

Modified 1 апреля, 20:25

Updated 1 апреля, 20:25

Ростов-на-Дону. Круглый стол «Современный российский консерватизм: идейные истоки и практика»

1 октября 2008, 11:00

1 октября 2008 года в 15:00 в пресс-центре ИА «Росбалт-Юг» в Ростове-на-Дону прошел круглый стол «Современный российский консерватизм: идейные истоки и практика», организованный ИА «Росбалт-Юг» совместно с Центром социально-консервативной политики в ЮФО.

На круглом столе обсуждались следующие вопросы:

- Основные положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» – в контексте дискуссии о современном российском консерватизме;
- Отечественная консервативная философия общества, государства и права как источник современного российского консерватизма;
- Категории и методология консервативного анализа проблем развития современной России.

В круглом столе приняли участие:

Руководитель исполкома ростовского регионального отделения партии Александр Нечушкин на круглом столе заявил, что одна из главных целей «Единой России» сегодня – поддержать зарождающийся класс собственников, которые могли бы поддерживать людей социально не устроенных. «И у «левых», и у «правых» есть следующие проблемы: с одной стороны, это размытость целей, которые они ставят перед собой, а с другой – неразборчивость в средствах. Мы, «единороссы», хотели бы уйти от этого. Мы хотели бы поддержать тот зарождающийся класс собственников, который мог бы помочь необеспеченным людям. Ведь, в силу объективных обстоятельств, не каждый может собственником стать», - сообщил он.

«В России, к сожалению, историческая традиция такова, что консервативной власти не было никогда. Консерватизм в России считается, к сожалению, чуть ли не ругательным словом, хотя ничего зазорного он в себе, по сути, не несет. Мы, единороссы, сегодня всего лишь пытаемся сбалансировать интересы граждан и сказать, что у нас нет людей, которые должны уехать из страны, которых мы должны судить, посадить за решетку. Можно сколько угодно говорить, что это популизм. На мой взгляд, популизмом является как раз выдача преференций одному классу, стремление выделить богатых людей либо, наоборот, не имеющих ничего», – добавил Нечушкин.

Генеральный директор Центра социально-консервативной политики в Южном федеральном округе Андрей Рывин считает, что события августа этого года вновь подняли вопросы о современном российском консерватизме.

«Мне близки идеи Столыпина и Александра III. Когда я изучал русский консерватизм, я всегда думал, почему же такая нелюбовь была на уровне прессы и либеральной интеллигенции к русскому консервативному движению в конце XIX века. Наверное, и большевистский переворот случился именно потому, что в головах правящего класса, главным образом дворянства, очень активно становились в основу западнические движения. Дальше – большевизм, а дальше – «либеральная» эпоха 90-х, которая разорила страну окончательно. И все это время разруха царила в головах. Завод-то восстановить можно, а восстановить сознание – это тяжело», - сказал он.

«И вот теперь – два трагических, но знаковых события, которые произошли в августе этого года. Смерть Солженицына. Наконец мы вернулись к его творчеству и идеям, которые он высказывал. И война, когда российское государство наконец не только продемонстрировало силу, но и отстояло правду, защитив миротворцев и осетинское население. Мне кажется, эти два августовских события и подняли вновь вопросы о современном российском консерватизме», – добавил Рывин.

«Этот август нам подарил возможность, наконец, действительно задуматься. Многие говорят: «Не нужна нам национальная идея, не нужен какой-то свой путь, не надо об этом думать! Есть мировое экономическое сообщество, которое живет по своим законам и к которому нужно прислушаться!» Но не будет, не будет порядка в экономике, если не будет порядка в головах», – подытожил глава южного ЦСКП.

Руководитель миссионерского отдела Ростовской Епархии иерей Александр Усатов уверен, что усилия борцов за права человека будут напрасны, пока в обществе не устоятся нормы нравственности. «Если понимать консерватизм как стремление защитить, сохранить от распада, от растления то живое, то традиционное, что нажито человеком, наработано поколениями, мы увидим, что в этом направлении и действует церковь, - отметил он. - Все, что нажито доброго, традиционного, живого, мы стремимся защищать. Другой вопрос в том, что этим тенденциям противостоят распад, истление, то, что мы по-богословски называем грехом. И в настоящий момент вопросы нравственности уходят на второй план. В обыденности, в бытовой жизни люди больше думают о том, как утеплиться, как построить карьеру. И на уровне политики, на уровне наших институтов права слово «нравственность» уже почти не употребляется».

«Человек воспринимается как автономная реальность, сам себе закон. Это для церкви является большой заботой. Поэтому принимаются новые документы: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», – добавил отец Александр.

«Нам очень важно разъяснить то, как церковь смотрит на эти очень важные в современном обществе понятия. Мы ушли от тех времен, когда общество и государство противостояли церкви: гнали ее, разрушали ее. И сегодня нам в наследство достается очень много стереотипов. Еще есть какие-то осколки внутреннего противостояния. Поэтому, чтобы четко обозначить наши позиции, созданы документы, которые обнародуют официальную позицию московского патриархата. На каждом листе этих документов говорится о том, что невозможно построить здоровое гражданское общество, невозможно говорить о реализации прав человека без разговора нравственности. Потому что с этого все начинается. Усилия институтов, борющихся за права человека, будут напрасны, пока не будет преодолена первопричина: грех», – подытожил священник.