Террор машины, или Эпоха «жестяной Лиззи»

Ровно 100 лет назад в далекой Америке случилось событие, напрочь изменившее представление обычного человека о расстоянии и всемогуществе природы. В 1908 году Генри Форд подарил человечеству массовый автомобиль.

Ровно 100 лет назад в далекой Америке случилось событие, напрочь изменившее представление обычного человека о расстоянии и всемогуществе природы. И речь идет вовсе не о великом и загадочном Никола Тесла, в это же время совершавшем в США свои гениальные эксперименты, последствием которых, если верить телеканалу «Вести 24», стал феномен под названием «Тунгусский метеорит», - а о простом американском капиталисте Генри Форде, воплотившем в 1908 году в жизнь тысячелетнюю мечту человека о доступном перемещении из точки А в точку В без помощи собственных и лошадиных мускульных усилий.

Продукт кипучего ума этого господина назывался модель «Т». Ну а метод революционного передела «по Форду» всего уклада тогдашней жизни – конвейер – стал основой нынешнего технократического общества, в котором умные «железяки» нередко стоят дороже человеческой жизни. А начиналось все, как водится, с эпохи Возрождения.

Первые известные чертежи (с пружинным приводом), по версии историков, принадлежат Леонардо да Винчи. Хотя ни действующего экземпляра средневекового авто, ни достаточно убедительных доказательств его существовании, как часто бывает в истории, мы сегодня не имеем. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции заявили, что они смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав правильность идеи Леонардо.

В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем производились в единичных экземплярах для участия в маскарадах и парадах. В России во второй половине  XVIII в. над проектом автомобиля работали два инженера  - Шамшуренков (1752) и Кулибин (1785).  Ими впервые были применены механизмы, используемые в современных автомобилях, такие как коробка передач, свободный ход и т. д. В 1791 году Кулибиным была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и другие передовые технологии. В 1769—1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколёсный тягач («тележка Кюньо») на паровом ходу для передвижения артиллерийских орудий. В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, т.е. безрельсовые паровозы) строились в Англии, Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми и потребляли много топлива, поэтому широкого распространения не получили. Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля.

Как отмечают историки, успех Генри Форда лично и автомобиля в частности начался с модели «Т». Форд задумал сделать авто не привилегией для богатых, а заурядным и общедоступным средством передвижения. Для него было очевидно, что популярным станет только недорогой автомобиль. И он стал снижать издержки. Например, разошедшаяся на слоганы фраза Форда о том, что «автомобиль может быть каким угодно, если он черный», - означала одну простую вещь – при массовом производстве дешевле использовать одну и ту же краску. Форд выбрал черную.

Все деревянные коробки от поставщиков запчастей и материалов стандартного размера, по Форду, – можно использовать в основном производстве. Это тоже идея минимизации расходов. Благодаря всем этим, в наше время азбучным, истинам модель «Т» стала самым массовым автомобилем того времени.

Модель “Т” имела рядный, водного охлаждения четырехцилиндровый двигатель объемом 2898 см3 и мощностью 17,3 кВт (24 л.с.) при 1800 об/мин. Модель была снабжена нижнеклапанным распределением. Магнето, одновременно являющееся маховым колесом типа Джон Хейнц, подавало ток уже при самых малых оборотах. В пусковом механизме двигателя катушка индуктивности была соединена с сухо-зарядным элементом питания. Другая новинка - двухступенчатая коробка передач, приводимая в действие педалью и рычагом ручного тормоза. Выполненная из стали “Жестяная Лиззи”, как называли автомобиль его поклонники, имела водозащитные кожухи на всех агрегатах. Автомобиль был широким, вместительным и стабильным в движении. Высокий просвет колес и малая масса позволяли двигаться по любой местности.

В сезоне 1909-1910 годов цена автомобиля составляла 950 долларов, было продано 18664 экземпляра. Через год автомобиль стоил 780 долларов, и было продано 34528 экземпляров. Параллельно росту продаж цена автомобиля неуклонно снижалась.
В 1913 году Форд ввел в употребление сборочный конвейер. В 1916-1917 годах продано 785 432 машины по цене, сниженной до 350 долларов. Модель «Т» заполонила Америку. За годы производства модели «Т» было продано свыше 15 млн штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.

Следует отметить, что над сборкой каждого автомобиля модели «Т» работала бригада из двух-трех человек. Недорогой, надежный и функциональный «Форд» модели «Т» снискал огромную популярность среди широких масс населения в США. В нем сочетались все необходимые для среднего класса характеристики: невысокая цена, удобство и простота управления, способность автомобиля передвигаться даже по проселочным дорогам.

Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. «Террор машины» - так Форд охарактеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки - всё это способствовало тому, что автоимперия работала в автоматическом режиме.

Создание массового производства автомобилей сделало человека свободным. Парадокс, но массовая автомобилизация населения и превращение машины в неотъемлемую часть индивидуальности лишило огромное количество людей свободы – они нередко идут на все самые тяжкие прегрешения, отказывают себе в еде, питье и здоровом сне, лишь бы купить авто «покруче» и показать себя на публике с лучшей стороны. Автомобиль подменил собой то, что всегда составляло самое большое внутреннее богатство человека - чувство собственного достоинства. Машина (дорогая или не очень) для многих людей стала его эквивалентом. Хотя в этом социальном рабстве гениальный бизнесмен Генри Форд совсем не виноват.

Николай Владимиров