Президент Медведев: старт без раскачки

В марте 2008 года Дмитрий Медведев одержал уверенную победу на выборах главы государства. Уходящий год не дал новому главе России времени на раскачку – в конце лета вспыхнула война на Кавказе, а за ней по стране ударил глобальный экономический кризис.

Високосный год провожаем в обстановке, далекой от благодушия. Год был беспокойным. Одним из важнейших его событий стало то, что на российском политическом Олимпе утвердился новый лидер. Строго говоря, полномочия Владимира Путина на посту главы государства истекли в мае, поэтому президентский стаж Дмитрия Медведева следует исчислять семью месяцами. Однако эти месяцы были столь насыщены событиями, что, кажется, многие уже не помнят, что третьего президента России многие рассматривали как тень второго, причем - очень бледную. Время рассудило по-своему.

2 марта 2008 года Дмитрий Медведев одержал уверенную победу на выборах главы государства. Согласно данным ЦИК, за него проголосовали 70,28% избирателей. Кандидатуру Медведева на главный пост в государстве в октябре 2007 года предложили четыре партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила». Действующий президент Владимир Путин также поддержал кандидатуру Медведева.

7 мая состоялась церемония инаугурации нового лидера страны. Перед церемонией принятия Дмитрием Медведевым присяги уходящий президент Владимир Путин выступил с краткой речью, в которой как о «самом важном» упомянул о необходимости «продолжить уже взятый курс развития страны». В «ответной» речи при вступлении в должность Медведев дал обещание уважать и охранять права и свободы человека, обеспечить полное торжество закона и сделать все для лучшей жизни людей. Эти задачи Медведев выделил в качестве главных. Он также поставил задачу сделать Россию одной из лучших стран мира, пообещав развивать самые передовые производства, создавать мощные стимулы для частных инвестиций, повысить роль права и добиться истинного уважения к закону. Президент обещал сделать все, чтобы безопасность гражданам страны была «не просто гарантирована, а реально обеспечена».

Стоит отметить, что в 2004 году в своей инаугурационной речи Владимир Путин главными задачами президента назвал сохранение государства и верное служение народу.

Сразу после вступления в должность Медведев активно занялся формированием своей администрации, причем много новых имен в ней не появилось. Туда вошли как бывшие сотрудники администрации Владимира Путина, так и в недавнем прошлом федеральные министры.

Назначения в руководстве президентской администрации дали наблюдателям основания полагать, что ее структура и политика не претерпят в дальнейшем кардинальных изменений. Причем эксперты считали, что влияние на деятельность администрации, как минимум, теоретически, будет иметь не только сам президент Медведев, но и занявший пост премьер-министра Путин.

Как только административные структуры были сформированы, новый глава государства занялся борьбой с коррупцией. Эту проблему он отнес к числу самых острых для страны вопросов и лично возглавил совет по борьбе с этим злом.

Медведев выработал национальный план противодействия коррупции. В документе содержались меры по модернизации антикоррупционного законодательства, по противодействию коррупции и ее профилактике в экономической и социальной сферах, созданию системы стимулов к «честному» поведению граждан. Естественно, как «юрист по базовому образованию» Медведев не мог забыть и меры по «правовому просвещению, оценке со стороны общества тех явлений, которые в этой сфере присутствуют».

Параллельно с этим Медведев выступил и за продолжение судебной реформы - совершенствование правосудия, укрепление авторитета и независимости Фемиды. При этом он подчеркивал, что «от независимости суда зависит эффективность антикоррупционных мер».

После этого президент произвел перестановки в президиуме Госсовета. Эти действия уже можно было рассматривать как формирование кадрового потенциала для выполнения важнейших социальных программ, а также решений по борьбе с коррупцией во всех сферах государственной деятельности. Тогда политологи решили, что этот процесс носит эволюционный характер, поскольку в состав президиума, кроме, пожалуй, президента Чечни Рамзана Кадырова, вошли малоизвестные чиновники - губернаторы Тульской, Вологодской, Новосибирской, Тюменской областей, Камчатского и Пермского краев.

Кстати, эти кадровые назначения вызывали вопрос: смогут ли выбранные Медведевым губернаторы стать помощниками президента в борьбе с коррупцией, или же у главы государства были иные причины утвердить такой состав президиума, скажем, для усиления своей власти.

Направление политологических прогнозов стало постепенно смещаться в сторону поиска признаков «несомненного бюрократического усиления нового президента». Политологи высказывали мнение, что любые кадровые назначения могут вести к усилению позиций Медведева. Эксперты заговорили о том, что Дмитрий Медведев «является достаточно сильным и амбициозным политиком», который «не допустит, чтобы им руководил премьер-министр».

На этом фоне во внешней политике происходило резкое ухудшение отношений с Грузией и перманентная неразбериха «на украинском фронте». При этом Кремлю приходилось договариваться с Евросоюзом, в частности, в области энергетики, миграционной политики и общеевропейской политики безопасности и обороны.

1 июля Франция в очередной раз заняла пост председателя Евросоюза. Накануне этого события Москву посетил министр иностранных и европейских дел Французской Республики Бернар Кушнер. Одним из результатов переговоров стало то, что Россия подтвердила преемственность курса Москвы на развитие «привилегированного партнерства» с Парижем после смены руководства РФ, что в дальнейшем очень помогло Кремлю при завершении войны на Кавказе.

А вот свою первую зарубежную поездку после вступления в должность Медведев осуществил в две страны азиатского региона. Он побывал в Казахстане и Китае. Кстати, еще до вступления в должность президента Медведев заявил, что свои первые визиты нанесет в эти государства.

Поскольку о взвешенной политике Москвы на зарубежном направлении постоянно напоминают две головы российского орла на гербе, одна из которых смотрит на Восток, а другая на Запад, следующим шагом стал визит президента в Европу. В начале июня Дмитрий Медведев отправился в Берлин. Эта поездка была призвана продемонстрировать продолжение линии прежнего руководства России на постепенное изменение к лучшему отношений с Европой. Встречи и беседы Медведева с европейскими политиками показали, что президент собирается играть главную роль, а не останется в тени премьера.

После того как отношения с Европой стали более или менее ясны, Медведев начал определять приоритеты своей политики в отношении США. Еще за несколько месяцев до начала мирового экономического кризиса он, выступая в ходе XII международного экономического форума в Санкт-Петербурге, продемонстрировал свое неодобрительное отношение к американскому экономическому эгоизму. Кстати, впоследствии Дмитрий Медведев делал это неоднократно.

Тогда же Медведев предложил создать в России мировой финансовый центр, а рубль сделать ведущей региональной резервной валютой. Вместе с тем, в выступлении Медведева не прозвучала уверенность в том, что на настоящем этапе своего развития Россия может предложить мировому сообществу что-то существенное, кроме «сырых энергоносителей».

Самый молодой за последние 90 лет истории страны, 42-летний российский лидер сосредоточил усилия на проблемах развития общества и экономики. Он предпринял ряд мер по снижению административных барьеров для бизнеса и совершенствованию управления госкомпаниями, активизировал обсуждение вопросов, касающихся налоговой реформы и защиты прав собственности.

Параллельно с этим Медведеву пришлось заниматься вопросом ПРО у российских границ. Летом, выступая на конференции по вопросам мировой политики во французском городе Эваиан, Медведев поднял тему договора о европейской безопасности. Однако конкретные принципы нового договора, озвученные Дмитрием Медведевым, не получили со стороны большинства европейских политиков бурного одобрения. Слова об «ускорении ремонта европейской системы безопасности» не помогли. В августе разразился масштабный кризис на Кавказе.

Кульминацонным моментом ста президентских дней стала военная кампания в Южной Осетии. Попытки грузинских военных взять под контроль непризнанную республику были остановлены жесткими и весьма своевременными действиями России. Президент принял решение о развертывании операции по «понуждению» Грузии к миру. Результатом «понуждения» стало признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, а также длительные и острые дебаты на различных международных уровнях по поводу «непропорционального» применения Россией силы за пределами своей территории.

Противостояние на Северном Кавказе серьезно повлияло на политический имидж Медведева в мире. Руководители иностранных держав увидели в новом российском лидере не только либерального политика, но и обличенного властью человека, который может твердо отстаивать интересы своего государства, принципиально решать спорные вопросы, грамотно опираясь на положения международного права.

Дмитрий Медведев продемонстрировал стране и миру, что его предвыборные декларации начинают реализовываться.

Кавказские события, по общему признанию экспертов, стали «моментом истины» и проверкой президента «на прочность». Возможно, что именно война с Грузией, поддержанной в той или иной степени странами западного мира, стала дополнительным стимулом, заставившим главу государства в послании к Федеральному собранию 5 ноября  выдвинуть ряд инициатив, которые поставили под сомнение надежды некоторых либералов на большую открытость системы власти в стране.

Вопреки ожиданиям политологов, основной посыл в речи главы государства состоял не в том, что необходимо переходить к реализации модернизационного проекта, о котором говорил еще Путин. Медведев объявил о ряде инициатив, призванных усилить роль законодательной ветви власти. Он предложил «увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной думы до 6 и 5 лет соответственно», изменить принцип формирования Совета Федерации и расширить его компетенцию, а также обязать правительство отчитываться перед законодателями. По словам главы государства, необходимость изменений объясняется тем, что институт президентства является очень значимым для развития страны и его стабильность критически важна для продолжения реформ.

В соответствии с оценками политологов, послание Медведева Федеральному собранию стало документальным свидетельством того, что нынешний глава государства является самостоятельной политической фигурой с собственным пониманием того, какой должна быть Россия.

Дмитрий Пановкин