Posted 20 января 2009,, 11:57

Published 20 января 2009,, 11:57

Modified 1 апреля, 19:10

Updated 1 апреля, 19:10

В вечной мерзлоте нашли лекарство от старения

20 января 2009, 11:57

ЯКУТСК, 20 января. На Мамонтовой горе в Республике Саха (Якутия) обнаружены бактерии, обладающие способностью замедлять процессы старения, пишет журнал "Наука и жизнь".

Ученые давно присматриваются к ископаемым микроорганизмам, обитающим в вечной мерзлоте, возраст которой оценивается до нескольких миллионов лет. Уникальная жизнеспособность этих бактерий пока не имеет объяснения. Реликтовые микроорганизмы сохраняют свою жизнеспособность по неизвестным пока ученым механизмам.

Сибирские исследователи решили изучить влияние этих древних бактерий на высшие организмы, на их иммунную систему, продолжительность жизни. С этой целью и были отобраны на Мамонтовой горе образцы микроорганизмов рода Bacillus в мерзлых отложениях возрастом около 3,5 млн лет.

Как пишет издание, биологическую активность выделенной культуры авторы исследования испытали на классическом объекте – мушках дрозофилах (Drosophila melanogaster). В ходе испытаний обнаружилось, что у мушек падала плодовитость, однако увеличилась продолжительность жизни – возросла доля выживших мушек возрастом старше 24 суток (до 42 суток) по сравнению с контрольными особями.

Многое пока еще остается непонятным, однако ученые считают, что способность микроорганизмов из вечной мерзлоты к сохранению жизнеспособности в течение миллионов лет не может быть использована без раскрытия ее механизма.

Отметим, в конце 2008 года свое "лекарство от старения" представили американские ученые. Группа исследователей из Гарварда доказала наличие в природе универсального механизма старения, типичного для всех живых организмов — от простейших одноклеточных дрожжей до человека. В ходе эксперимента ученым удалось продлить жизнь мышей на 24-46%.

По их мнению, причина старения - недостаточный надзор организма за так называемыми "спящими" генами. Как установили американские ученые, поддерживают гены в спящем состоянии особые белки — сиртуины, так называемые регуляторы "молчащих" генов. В исследовании впервые было установлено, что у животных и человека сиртуины работают на два фронта - восстанавливают поврежденные гены и держат под контролем спящие. И оказывается, можно влиять на эти процессы, увеличивая активность сиртуинов. Для этого можно использовать природное вещество ресвератрол, содержащееся, например, в красном вине. В настоящее время американские ученые уже приступили к разработке лекарств, содержащих ресвератрол.