Posted 28 января 2009,, 21:02

Published 28 января 2009,, 21:02

Modified 1 апреля, 19:03

Updated 1 апреля, 19:03

Россия в плену «афганских» мифов

28 января 2009, 21:02
Уходя из Ирака, американцы попытаются сохранить контроль над нефтью Ближнего Востока и Центральной Азии через Афганистан – ключевую страну региона. Решать там российские проблемы США и НАТО не собираются.

Афганистан становится ключевой страной в международной политике. США открыто заявляют, что эта страна станет главной точкой приложения сил вместо Ирака. Президент Барак Обама просит Великобританию направить туда в дополнение к 8 тыс. британцев еще 4 тыс. солдат. Сами американцы намерены удвоить свой контингент в Афганистане – до 60 тыс. Учитывая контингенты других стран, находящиеся в Афганистане в рамках миссии НАТО, общая численность западных войск в стране может превысить 110 тыс. человек.

Очевидно, что такое войско избыточно для борьбы с талибами, число которых, по разным данным, колеблется от 7 до 11 тыс. человек. Однако, если учесть, что Афганистан граничит со всеми ключевыми государствами Среднего Востока: Ираном, Туркменией, Узбекистаном, Китаем, Пакистаном и Индией, то становится понятно, для чего американцы наращивают там свои силы – для контроля над ключевой страной региона.

В то же время Россия самоустранилась от того, что происходит в Афганистане, и в результате ситуация в Средней Азии ухудшается, а наркотрафик растет. Войска НАТО, которые пришли в Афганистан в 2002 году «на несколько месяцев», пребывают там уже 7 лет и уходить не собираются. Российский же истеблишмент продолжает находиться в плену мифов относительно того, что происходит в этом азиатском государстве.

Эти мифы очень мешают проводить самостоятельную политику не только по отношению к самому Афганистану, но и ко всей Центральной Азии. К такому выводу пришли участники круглого стола «Надо ли России поддерживать НАТО в Афганистане?».

Главный миф состоит в том, что НАТО и США решают проблемы России в Афганистане, а пребывание войск США в этой стране ослабляет Америку. Находясь в плену этого мифа, различные группы российской элиты, как проамериканские, так и антиамериканские, приходят к единому выводу: войска НАТО в Афганистане – это польза для России. «Эти позиции не отражают реальной ситуации», – считает председатель попечительского совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов. «США не рассматривают Афганистан как «черную дыру», из которой надо срочно уходить – наоборот, они планируют наращивать там свое присутствие», – уверен он.

По мнению эксперта, США используют Афганистан для решения своих стратегических задач. В частности, для американцев Афганистан – площадка для взаимодействия с Китаем. Кроме того, афганское руководство выступает посредником в контактах между США и Ираном. С помощью Афганистана США создают систему взаимодействия с крупнейшими игроками региона. В этой связи можно вспомнить и недавнюю идею американского внешнеполитического идеолога Сбигнева Бжезинского о создании «Большой двойки» – союза США и Китая.

Пребывание в Афганистане позволяет США контролировать стратегический регион, считающийся «мировой бензоколонкой». Ведь Афганистан не только непосредственно граничит с такими экспортерами нефти, как Иран, Туркмения и Узбекистан. Афганистан граничит с пакистанским Белуджистаном, который, в свою очередь, находится на пути возможного газопровода из Ирана в Индию и «нависает» над выходом из Персидского залива. Иными словами, уходя из Ирака, американцы пытаются сохранить контроль над иракской нефтью через Афганистан.

Более того, Вашингтон стремится дестабилизировать Пакистан, чтобы не дать Китаю построить в Белуджистане военно-морскую базу Гвадар. Видимо, уже в ближайшее время мир увидит, как свободолюбивые белуджи (их численность – «всего» 15 млн человек) поднимут восстание против «кровавого пакистанского режима» и обретут независимость, а Средний Восток получит свое Косово и новые американские базы. Уже контролируя поставки энергоносителей из Персидского залива, американцы смогут в значительной мере навязывать свою волю и Китаю, и Индии, и Японии.

Если все это и является «решением российских проблем», то, видимо, проблемы у России весьма специфические. При этом, с одной из главных реальных проблем России – наркотрафиком – американцы и их союзники не борются и бороться не собираются. Наркотики они считают собственной проблемой афганцев. «Британцы в провинции Гельменд даже распространяли листовки: «Мы не боремся с наркотиками», – сообщил директор Центра антинаркотической политики Ильнур Батыршин. Таким способом британские войска пытались перетянуть население провинции на свою сторону или, по крайней мере, внушить ему, что они для промысла не помеха.

По сути, мнение российского общества и элиты о том, что происходит в Афганистане и вокруг него, формируется Западом. «Мы оказались в заложниках мифа о том, что талибы – это террористы и они опасны», – говорит депутат Госдумы Семен Багдасаров. «Но они опасны только в том случае, если проводить сегодняшнюю политику», – считает он.

На сегодняшний день единственное, в чем заинтересована Россия в Афганистане – сильная власть, способная прекратить хаос. К сожалению, за последние 40 лет афганцам ни разу не дали установить сильную власть. Каждый раз внешние силы свергали наиболее сильного и сажали в Кабуле марионетку. При этом все разговоры о «фундаменталистах» бессмысленны. Разобраться, кто больший фундаменталист: лидер «Талибана» мулла Омар или Берхануддин Рабани, которого активно поддерживала Россия в 90-е, довольно сложно даже посвященному человеку.

Очевидно, что Россия могла бы попытаться проводить собственную политику в отношении государств региона. У Москвы есть и инструменты влияния, и площадки для обсуждения – та же Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Однако для того, чтобы сформировать собственную политику, нужно для начала уйти из фарватера политики США. Нужно понять, что интересы России и США в Афганистане противоположны.

Александр Якуба