Posted 2 марта 2009,, 16:51

Published 2 марта 2009,, 16:51

Modified 1 апреля, 18:42

Updated 1 апреля, 18:42

Небесспорная победа

2 марта 2009, 16:51
В большинстве из 79 субъектов РФ, где 1 марта прошли муниципальные и региональные выборы, победа осталась за единороссами. Однако там, где внимание региональных властей к выборам было слабее, у партии власти возникали серьезные проблемы.

В большинстве из 79 субъектов Российской Федерации, где 1 марта прошли муниципальные и региональные выборы, победа осталась за партией власти. «Единая Россия» получила большинство мест в девяти региональных законодательных собраниях, ее кандидаты победили на выборах в большинстве областных центров. Однако там, где внимание региональных властей к выборам было слабее (или где у них было меньше возможностей повлиять на волеизъявление граждан), у партии власти возникали серьезные проблемы.

Еще в начале зимы многие эксперты прочили «Единой России» нелегкую избирательную кампанию и заметное влияние на выбор избирателей экономического кризиса. Однако накануне единого дня голосования большинство из них изменили свою точку зрения. По мнению экспертов, кризис еще не так глубоко проник в общество и коллективное сознание, чтобы оказать серьезное влияние на мартовские выборы. Более того, не успеет он оказать решающего влияния и на выборы, которые пройдут в конце этого года. «Единая Россия» по-прежнему останется лидером, и больших усилий ей для этого прилагать не придется. А КПРФ будет практически везде второй, но отставая от лидера с большим отрывом.

Во многом эти прогнозы сбылись. Однако говорить о полной победе единороссов говорить все же не приходится. КПРФ действительно идет со вторым результатом, за исключением довыборов в городское собрание Твери, где коммунисты победили. Зато кое-где на региональном уровне их отодвинули на третье место «Справедливая Россия» и даже «Патриоты России».

Однако некоторые тенденции, которые проявились накануне и в ходе выборов 1 марта, заставляют говорить об опасности серьезных электоральных потерь со стороны «Единой России». Так, по словам главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, прошедшая кампания «принесла немало сюрпризов и уроков». В частности, на примере ряда регионов эксперт отмечает рост протестных настроений, которые начинают проявляться в ходе выборов. Действительно, в тех регионах, где применение административного ресурса выражалось в отстранении от участия в избирательных кампаниях наиболее популярных оппозиционных кандидатов, неожиданно большое количество голосов было отдано за оставшихся альтернативных участников выборов.

Показателен, в частности, пример ЛДПР в Ненецком автономном округе, где регистрацию партийного списка жириновцев на выборах в местное заксобрание восстанавливали по суду. В итоге они получили почти 20% голосов избирателей. Схожая ситуация наблюдалась в Северодвинске, где четверо из шести зарегистрировавшихся в начале избирательной кампании кандидатов были отстранены от участия в выборах мэра: остался только кандидат от «Единой России» - председатель профкома оборонного завода «Звездочка» Михаил Гмырин и его «дублер» Алексей Михайлов. В итоге явка на выборах здесь едва превысила 30%, причем более 20% от числа пришедших к избирательным урнам избирателей проголосовали за совершенно не известного в регионе Михайлова, а еще 15% - испортили бюллетени.

В целом в трех из одиннадцати крупных российских городах, где 1 марта состоялись выборы мэров, - в Петропавловске-Камчатском, Томске и Мурманске, - пройдет второй тур. Причем шансы «Единой России» провести своих кандидатов со второй попытки здесь невелики, учитывая высокий уровень протестного голосования. А там, где выборы уже завершились, единороссы отнюдь не всегда могут праздновать победу. Так, в Смоленске кандидат от «Единой России», которая не стала поддерживать действующего мэра, проиграл недавно изгнанному из партии власти депутату облсобрания Эдуарду Качановскому.

Разумеется, активнее всего в СМИ освещались избирательные кампании в тех субъектах Федерации, где выбирали региональные законодательные собрания и мэров крупных городов. Что касается муниципальных выборов, то интерес вызывали лишь несколько наиболее скандальных кампаний вроде избрания мэра подмосковных Химок. Власти внимательнее всего также относились именно к ним.

В результате во всех девяти регионах, где избирались депутаты законодательных собраний, победу одержала «Единая Россия». Правда, как утверждают независимые наблюдатели, например, из ассоциации «Голос», - не без активного применения административного ресурса. И даже при этом результаты партии власти повсеместно оказались слабее, чем на федеральных выборах в 2007 году.

Кроме того, по данным Центризбиркома, средняя по стране явка избирателей на мартовских выборах составила более 55%. Однако известно, что у россиян региональные и муниципальные выборы редко вызывают такой же интерес, как федеральные. Поэтому не вызывает удивления, что оппозиция намерена оспорить в судах итоги выборов по фактам завышения явки местными избиркомами.

Показательно, что за «Единую Россию» особенно активно голосовали в основном в сельской местности и труднодоступных районах, а в крупных городах ее поддержали только в ходе муниципальных выборов низшего уровня – при минимальной явке. Как это было в Санкт-Петербурге, где на избирательные участки пришло немногим более 17% избирателей, а в итоге около 80% мандатов депутатов муниципальных советов достались единороссам.

В ходе нынешних выборов было отмечено и несколько интересных особенностей, о которых имеет смысл сказать отдельно. Так, в Санкт-Петербурге громкая фамилия и родственные связи не помогли сыну действующего председателя Госдумы Дмитрию Грызлову стать депутатом муниципального собрания, и отцу пришлось в качестве утешения объяснять своему чаду, что и сам он первые свои выборы когда-то проиграл.

Другой - скорее забавный, чем существенный момент – это неплохие показатели партии «Патриоты России» на прошедших региональных выборах. Эта партия сумела на выборах в заксобрание Карачаево-Черкесии занять аж второе место, обогнав Компартию. Неплохие показатели были у «патриотов» и в Хакассии, где их список возглавил партийный лидер Геннадий Семигин. «Патриоты» были единственной не представленной в Госдуме политической партией, которой удалось выступить на прошедших выборах. Однако ее относительно успешное участие свидетельствует скорее о том, что власти вновь возвращаются к тактике «оттягивания» голосов у коммунистов, чем о резком росте электоральной привлекательности идей Геннадия Семигина.

В целом картина голосования 1 марта 2009 года такова: «Единая Россия» с большим отрывом побеждает там, где максимальную роль играет административный ресурс (как, например, в Татарстане, Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии). Победила она и там, где, как в северной столице, избиратели слабо интересовались нынешними выборами. Однако на наиболее чувствительных выборах глав местного самоуправления в крупных и средних городах, то есть мэров, партия власти потерпела ряд серьезных поражений.

Формально на ее позициях это никак не скажется. Однако в действительности партии власти нанесен серьезный удар. Причем возможно, что «Единая Россия» ударила сама по себе, переоценив свои силы. И если в Москве небольшие поражения единороссов пока не заметны, то региональные элиты во многих субъектах Федерации уже могут задуматься: не слишком ли они были лояльны федеральному центру в последние годы.

Иван Преображенский