Posted 19 марта 2009,, 18:51

Published 19 марта 2009,, 18:51

Modified 1 апреля, 18:30

Updated 1 апреля, 18:30

Глава СКП Бастрыкин избавляется от опеки ФСБ

19 марта 2009, 18:51
Все сотрудники Главного следственного управления СКП РФ выведены за штат. Также своих постов лишились начальники трех управлений. Одновременно началась масштабная проверка соблюдения законности при расследовании громких уголовных дел.

Кадровая революция произошла в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ. Все сотрудники Главного следственного управления (ГСУ) этого ведомства выведены за штат, а начальник отдела, в котором находились дела о подрыве «Невского экспресса» и об убийстве Анны Политковской, отправлен на пенсию. Также своих постов лишились руководители трех управлений СКП РФ, в том числе управления собственной безопасности. Одновременно в Следственном комитете началась масштабная проверка соблюдения законности при расследовании «громких» уголовных дел.

Как сообщил «Росбалту» депутат Госдумы Александр Хинштейн, за штат выведены все следователи ГСУ СКП РФ, включая руководителя управления Сергея Маркелова. Кроме того, в отставку отправлены начальник правового управления СКП РФ Юрий Берестнев, руководитель управления организационно-аналитического и контрольно-процессуального методического обеспечения СКП РФ Людмила Куровская, а также начальник управления собственной безопасности (УСБ) СКП РФ Владимир Максименко.

«Это совершенно естественный процесс агонии СКП РФ, — отметил Александр Хинштейн. – Максименко являлся одной из ключевых фигур в этом ведомстве. По моей информации, между Максименко и Александром Бастрыкиным (глава СКП РФ – «Росбалт») возник конфликт. В частности, возбуждено уголовное дело, в котором фигурирует личный водитель Максименко».

Как рассказал источник агентства в СКП РФ, еще на прошлой неделе Владимир Максименко подал руководителю СКП РФ Александру Бастрыкину рапорт с просьбой об отставке. Вчера этот рапорт был удовлетворен. После того, как СКП РФ покинул начальник Главного следственного управления Дмитрий Довгий (16 марта над ним начался суд, Довгий обвиняется в получении взятки), выходец из ФСБ РФ Владимир Максименко считался одной из самых влиятельных фигур в этом ведомстве. Людмила Куровская, как отмечает наш собеседник, была отправлена в отставку еще несколько недель назад, в связи с переходом на работу в Генпрокуратуру.

По информации «Росбалта», своего поста лишился и начальник одного из отделов ГСУ (всего их шесть) Валерий Костырев, подчиненные которого занимались расследованием уголовных дел о подрыве поезда «Невский экспресс» и об убийстве Анны Политковской. Впрочем, на этом кадровые изменения, очевидно, не закончатся. Как сообщили источники агентства, Генпрокуратура совместно с Контрольно-ревизионным управлением президента РФ начали проверку работы ГСУ на предмет «соблюдения законности» при расследовании уголовных дел.

Все эти события были вполне ожидаемыми. Владимир Максименко, несмотря на то, что занимал пост начальника УСБ СКП РФ, был прикомандирован в этом ведомство от ФСБ РФ и имел звание полковника по линии контрразведки. В СКП он курировал и кадровые вопросы. В своем интервью Александру Хинштейну Дмитрий Довгий рассказал следующее: «Когда Следственный комитет создавался, примерно 1/5 всех прежних «важняков» не были взяты на работу. Отсевом занималось наше УСБ. Я пытался добиться от начальника УСБ Максименко внятных объяснений: смена следователей, особенно по делам, почти доведенным до конца, чревата потерей качества и темпов, но он всякий раз отговаривался наличием неких «оперативных материалов». Сами материалы мне, естественно, показаны не были».

«Считаю, что и штат, и полномочия УСБ были изначально сильно раздуты, – отметил источник агентства. – Из-за этого у большинства следователей возникло ощущение, что им просто не доверяют, постоянно подозревая в каких-то несуществующих нарушениях».

К этому добавился и скандал, связанный с убийством 16 января 2009 года в Санкт-Петербурге сотрудника УСБ 28-летнего Дмитрия Марининова, который обеспечивал деятельность следственных работников центрального аппарата СКП РФ. Руководство СКП предположило, что преступление связано с профессиональной деятельностью погибшего. Однако в ходе расследования выяснилось, что Марининов, замешанный в ряде темных историй с участием представителей наркогруппировок, стал жертвой торговцев героином.

Следователи СКП РФ не раз говорили корреспонденту «Росбалта» о том, что в их работу вмешиваются представители ФСБ РФ, что существенно сказывается на качестве расследования уголовных дел. Скандалы, связанные с различными нарушениями, возникали и по делу в отношении замминистра финансов Сергея Сторчака, и по делу в отношении генерала ФСКН Александра Бульбова.

Из-за того, что в суд были переданы абсолютно «сырые» материалы в отношении подозреваемых в убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской, присяжные их полностью оправдали. В марте этого года Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение в отношении обвиняемых в подрыве поезда «Невский экспресс» и вернула дело на дополнительное расследование. Произошло это потому, что все доказательства держались только на косвенных уликах, то есть дело опять могло «развалиться» в суде.

В итоге начальник отдела ГСУ Валерий Костырев, подчиненные которого расследовали дело Политковской и дело «Невского экспресса», был отправлен на пенсию. Примечательно, что оперативное сопровождение по всем этим делам вели сотрудники ФСБ РФ.

По данным «Росбалта», ситуация, когда многие аспекты деятельности СКП РФ зависели от ФСБ РФ, не нравилась ни большинству следователей, ни Александру Бастрыкину. В результате и отставка Максименко, и проверка ГСУ должны избавить следователей от «вмешательства ФСБ», а заодно показать, какова же ситуация с другими уголовными делами, основанными на материалах контрразведчиков. Официально же следователей вывели за штат в связи с «организационно-штатными изменениями».

Примечательно, что неделю назад по тем же причинам министр внутренних дел Рашид Нургалиев вывел за штат сотрудников Следственного комитета при МВД РФ. Еще в прошлом году в Кремле был подготовлен проект указа о создании Федеральной службы расследований (ФСР), которая объединит следователей СКП, МВД, ФСКН и ФСБ. Однако из-за кризиса реализации этой идеи отложили.

В связи с тем, что следователи сразу двух ведомств оказались за штатом, в кулуарах СКП и МВД вчера вновь заговорили о возможности скорого появления ФСР. Однако большинство высокопоставленных источников «Росбалта» считают, что пока данный проект осуществлен не будет, поскольку он требует серьезных затрат и принятия Госдумой соответствующего закона.

Александр Шварев