Posted 7 апреля 2009,, 14:38

Published 7 апреля 2009,, 14:38

Modified 1 апреля, 18:20

Updated 1 апреля, 18:20

Молдавия станет частью Румынии?

7 апреля 2009, 14:38
Вызванные парламентскими выборами в Молдавии беспорядки во вторник фактически переросли в революцию. Если оппозиция победит, Молдавия рискует стать частью Румынии, а Приднестровью грозит новая война.

Вызванные парламентскими выборами в Молдавии беспорядки во вторник фактически переросли в революцию. Протестующая молодежь в Кишиневе захватила здание парламента и президентский дворец и пошла на штурм телецентра. Ближе к вечеру противники действующего президента Владимира Воронина и возглавляемой им партии коммунистов готовятся выдвинуть властям ультиматум, а сам глава государства намерен обратиться к народу по национальному телевидению.

Акции, направленные против Компартии, сохранившей по итогам выборов почти абсолютную власть, координируют некие «молодежные активисты», а легальные оппозиционные партии, не признавшие официальные итоги прошедшего в воскресенье голосования, к манифестациям лишь присоединяются.

Волнения в Молдавии начались в понедельник вечером после объявления предварительных итогов парламентских выборов. По официальному заявлению Центризбиркома, Компартия набрала 50% голосов и, соответственно, получила в парламенте более 61 мандата, то есть - по молдавским законам - возможность самостоятельно, без альянсов и коалиций, утвердить новое правительство и президента. Как известно, действующий глава республики Воронин уже отработал два срока и должен уйти.

Однако официальные данные разошлись с результатами опросов на выходе с избирательных участков. Согласно последним коммунисты не добирали как раз те самые несколько процентов, которые и позволили им получить абсолютное большинство мест в парламенте. Оппозицию не смутило даже то, что представители миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), не говоря уже о традиционно менее придирчивых их коллегах из СНГ, заявили, что выборы были свободными и демократичными.

Показательно, что акции протеста фактически планировались еще до подведения итогов голосования: заявки на проведение массовых мероприятий были поданы в мэрию представителями оппозиционных партий накануне выборов. Заявки эти были удовлетворены, поскольку мэром Кишинева является один из оппозиционных политиков Дорин Киртоакэ. И первая же акция оппозиционеров вечером 6 апреля привела к столкновениям с полицией, по фактам которых было возбуждено уголовное дело по статье 285 (организация массовых беспорядков) Уголовного кодекса Молдавии.

А уже во вторник с утра в центре города под флагами ЕС и Румынии снова стала собираться молодежь, по разным данным, около 10 тысяч человек. К тому времени лишь одна оппозиционная организация - Либерально-демократическая партия Молдавии (ЛДПМ), лидером которой является Влад Филат, объявила итоги выборов сфальсифицированными. Две другие (Либеральная партия и альянс «Наша Молдавия») только обсуждали такую возможность. Однако события развивались быстрее, чем могли предположить, судя по всему, даже оппозиционеры.

В середине дня отдельные столкновения митингующих с полицией переросли в массовые беспорядки. СМИ сообщали приблизительно о 300 раненых, среди которых много полицейских. А известная в России журналистка Наталья Морарь, находившаяся на месте событий, в своем интернет-блоге утверждала, что уже есть и один погибший, но эта информация не получала официального подтверждения.

Ближе к вечеру вторника картина столкновений уже больше напоминала революционную: участники беспорядков разгромили здание парламента и резиденцию президента. Полиция использовала против бунтовщиков водометы и слезоточивый газ. Войска в город до сих пор так и не введены, хотя протестующие забрасывают полицейских камнями, а в толпе журналисты видят много известных криминальных авторитетов.

Таким образом, учитывая, что молчит и президент Молдавии Владимир Воронин, которому следовало бы в сложившейся ситуации выступить немедленно по телевидению и ввести чрезвычайное положение, можно констатировать, что последний «коммунистический» режим на постсоветском пространстве недалек от падения. Следует отметить, что лично Воронин от этого теряет не так много, как кажется, – срок его полномочий на посту главы государства уже истек. На третий срок, нарушая молдавские законы, он избираться и не собирался. Так что произошедший уже практически госпереворот больше бьет по партии коммунистов, чем лично по уходящему президенту.

И тут хочется напомнить, что очень похожая ситуация была не так давно на Украине, а именно – в период «оранжевой» революции. Слагаемые успеха известны: уходящий президент, который не заинтересован в сохранении власти любой ценой, мэр столицы, симпатизирующий оппозиционерам, нерешительные или подкупленные силовики, которые не выполнят приказ стрелять по толпе, даже если найдется смельчак, который его отдаст, и, наконец, сетевая молодежная организация, способная в короткие сроки собрать несколько тысяч протестующих на центральной площади. Эти несколько тысяч и становятся тем фитилем в бочке с порохом, который способен взорвать не слишком стабильный режим.

А для Молдавии это означает отстранение от власти коммунистов, которых, несмотря на их конфликтные отношения с Россией, поддерживали русскоязычные избиратели. Даже если молдавская оппозиция и не попросит вмешаться в ситуацию для наведения порядка Румынию, ее влияние на регион резко возрастет. Кишинев рискует стать румынским «облцентром» если не де юре, то уж точно де факто. Достаточно вспомнить, что румыны по-прежнему считают Молдавию своей территорией, незаконно отторгнутой у нее Сталиным. На этой почве между нынешним молдавским режимом и румынскими властями уже было несколько громких дипломатических скандалов.

Следовательно, следующее, что произойдет в Кишиневе, – это «румынизация» правящего класса со всеми вытекающими последствиями для русскоязычных и, отчасти, непризнанной Приднестровской Республики. Никаких переговоров с Тирасполем Кишинев явно после этого вести не будет. Напротив, весьма вероятно, что он попытается осуществить аннексию этой территории, пользуясь поддержкой Румынии как страны, входящей в ЕС и, главное, – в НАТО. Так что маленький переворот, устраняющий не слишком эффективный «коммунистический» режим, может стать первым шагом к новой большой войне в приднестровском регионе.

Иван Преображенский