Posted 7 мая 2009,, 15:10

Published 7 мая 2009,, 15:10

Modified 1 апреля, 18:02

Updated 1 апреля, 18:02

Нацполитика: регионы бьют в набат

7 мая 2009, 15:10
Национальные республики намерены всеми силами добиваться возвращения в школьные программы национального-регионального компонента, отмененного федеральным центром в 2007 году. Если не поможет Госдума - обратятся в Конституционный суд.

Национальные республики намерены добиваться возвращения в школьные программы национального-регионального компонента, отмененного федеральным центром в 2007 году, всеми силами: не поможет Госдума, обратятся в Конституционный суд.

Вопрос о возвращении в школьные программы национально-регионального компонента (НРК), в рамках которого изучают национальные языки, литературу, а также «Основы православной культуры» или «Основы мировых религий», находится «в процессе» и будет решаться путем переговоров с депутатами Государственной думы в рамках рабочей группы и двух комитетов – по образованию и по делам национальностей.

Как сообщил журналистам председатель комитета Государственного совета Республики Татарстан (РТ) по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, «если вопрос не решится на уровне Госдумы, у нас не останется другого пути, кроме обращения в Конституционный суд РФ». Те же слова говорились им и в мае прошлого года, однако тогда до вступления закона в силу оставалось немало времени. Сейчас сроки поджимают: уже с 1 сентября школьники будут учиться по-новому.

Национально-региональный компонент был отменен в конце 2007 года федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Но если в Башкирии, которая лишь поддержала инициированную Татарстаном кампанию за его возвращение, проходят массовые митинги, то в Казани никто не спешит выйти на улицы.

«Наши организации (Госсовет и министерство образования РТ –«Росбалт») не занимаются организацией демонстраций, - заметил агентству Разиль Валеев. – Мы решили пойти по правовому пути, данному Конституцией РФ». Помимо работы в думской рабочей группе, проблемой занимаются и руководители Татарстана, при каждом удобном случае поднимающие этот вопрос. На прошедших в феврале в Госдуме парламентских слушаниях, по словам Разиля Валеева, «все участники поддержали нашу инициативу, не было ни одного против».

Другое дело, что госсоветовская законодательная инициатива, предлагающая предоставить субъектам возможность «формирования региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов», которая была направлена в Госдуму еще 24 апреля прошлого года, до сих пор не рассмотрена высшим законодательным органом страны.

«Мы прекрасно понимаем и свои права, и возможности», - констатировал Разиль Валеев. «Нельзя сказать, что наши предложения совсем не учитываются», - добавил заместитель министра образования РТ Данил Мустафин. По его словам, Казань вполне устроил бы пятый (сейчас их разработано четыре) вариант базисного образовательного плана (БОП), предусматривающий изучение татарского языка и литературы в том же объеме, что и русского, то есть пяти учебных часов в неделю.

Если же говорить об имеющихся БОП, пояснил замминистра, то первый и второй варианты «настораживают», тогда как четвертый предусматривает намного больше, в сравнении с часами «на русский», времени для изучения родного языка и литературы. По понятным причинам это также не устроит детей и родителей.

Третий же, лучший из худших, вариант базисного плана предлагает уделить предметам бывшего национально-регионального компонента всего три часа в неделю.

«Нам говорят, что недостающие два можно будет добрать за счет вариативной части, формируемой родителями, детьми, школой, - комментирует Данил Мустафин. – Но все школы и родители разные, и мы не можем нарушать принцип выбора: это кончится протестом прокуратуры. Говорят также, что можно использовать 10 часов внеучебного времени, выделяемого на спортивные и научно-познавательные мероприятия, однако и здесь мы не сможем обязать школьников посещать дополнительные занятия». Позиция Татарстана проста: обязательные часы изучения родного языка и литературы должны быть предусмотрены в инвариантной части базисного плана. «Федеральный центр принял решение (об отмене национально-регионального компонента – «Росбалт») без учета интересов субъектов Федерации», - резюмировал заместитель министра образования РТ.

«Если у нас нет митингов, это не значит, что народу ничего не надо, - продолжил Разиль Валеев. – У каждого народа – свой менталитет. Мы идем путем эволюции, а не революции». Впрочем, и на нем использованы еще не все возможности: хотя татарстанские власти и информировали международные организации о сложившейся ситуации, но с конкретными заявлениями и просьбами к ним, насколько известно Валееву, не обращались.

Примечательно, что комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек, посещая в марте Башкирию, по сообщениям местной прессы, «подчеркнул актуальность сохранения регионального компонента в государственном образовательном стандарте». Татарстан связывает большие надежды с ратификацией Россией Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и намерен стать одним из трех пилотных регионов по воплощению ее в жизнь, но пока этот вопрос не решен. «Уверен, федеральный центр пойдет на уступки в вопросе компонента», - заключил Разиль Валеев.

Однако не все в Казани столь оптимистичны. «Мне кажется, у татар слишком большая надежда на то, что удастся договориться политическим способом, - прокомментировал ситуацию «Росбалту» доктор исторических наук Дамир Исхаков. - Лично я в успех переговоров не верю, но думаю, что наши политики должны до конца пройти этот путь».

Если с 1 сентября, как это и должно произойти, законодательная норма, ликвидирующая национально-региональный компонент, будет введена в действие, «мы в Татарстане все равно отстоим свои позиции: у нас два государственных языка, русский и татарский, и федеральный центр не сможет навязать нам свою волю», считает он.

Проблемы возникнут у татар, живущих за пределами Татарстана. «Недавняя инициатива о придании татарскому языку статуса второго государственного в РФ является удачной, на мой взгляд, попыткой обратить внимание на положение этой части татар, - отметил ученый. – Если же договориться не удастся, можно будет пойти и другими путями». Среди них, полагает Дамир Исхаков, обращения к международным организациям, международные суды, активизация Всемирного конгресса татар.

«Дело это нелегкое, недовольных будет много, но жизнь кончается не сегодня, поэтому один-два года здесь ничего не решают, - убежден он. - Горячиться не нужно. Если мы начнем шевелиться – мало не покажется. Нас поддержат и другие народы. По этому вопросу все националы будут действовать сообща. Думаю, что и ряд русских может к нам примкнуть».

«Православное сообщество России надеется, что патриарх Кирилл, который буквально в каждой проповеди говорит о необходимости преподавания «Основ православной культуры», решит этот вопрос на государственном уровне, - подтвердил «Росбалту» такую возможность глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов. - Действия патриарха по спасению ОПК будут опираться на безусловную поддержку православного большинства граждан России, что дает ему возможность действовать в интересах Церкви без оглядки. У нас есть все основания полагать, что эта проблема найдет понимание и у президента Дмитрия Медведева».

Яна Амелина