Posted 1 июня 2009,, 13:20

Published 1 июня 2009,, 13:20

Modified 1 апреля, 17:48

Updated 1 апреля, 17:48

Южная Осетия: первые выборы после признания

1 июня 2009, 13:20
В Южной Осетии прошли первые с момента признания независимости республики парламентские выборы. Отзвуки политических баталий, разгоревшихся в последние месяцы в Москве, до Цхинвала практически не долетали.

В Южной Осетии прошли первые с момента признания независимости республики парламентские выборы. Именно поэтому им придавалось особое значение. Известные в РЮО общественные и политические деятели призывали сограждан прийти на избирательные участки прежде всего для того, чтобы продемонстрировать: народ Южной Осетии будет сам решать свою судьбу. «Мы должны показать всему миру, что обдуманно, сознательно делали свой выбор, что вместе с кровью в наших жилах течет стремление к свободе и самостоятельности», - отметил писатель Нафи Джусойты.

Парламент Южной Осетии, состоящий из 34 депутатов, избирается по партийным спискам. В бюллетенях значились четыре партии: правящая «Единство», выдвинувшая 34 кандидата, Народная партия (26 кандидатов), коммунисты (претендующие на 23 места) и социалистическая партия «Фыдыбаста» (Отечество) с самым маленьким списком в 10 претендентов на депутатские мандаты. Программы всех партий практически одинаковы, разве что условные оппозиционеры делают чуть больший акцент на необходимости демократизации нынешней системы власти.

Все партии полностью солидарны в оценке грузинской политики, августовской войны 2008 года и развития отношений с Россией. В РЮО нет и не может быть политической силы, которую можно охарактеризовать как прогрузинскую. Иллюстрацией массовых настроений является реакция случайного прохожего на неудачную шутку одного из иностранных наблюдателей, заявившего, что он якобы из Грузии. «Отойди от меня на метр, а то как двину тебе!» – рявкнул старик. И даже после того, как товарищи шутника много раз объяснили, что на самом деле он свой и «просто решил посмотреть, что будет», пожилой осетин оставался непреклонен: «Назвался грузином – значит, грузин, и не о чем нам разговаривать!». Конечно, потом они в знак примирения обнялись, но гость югоосетинской столицы получил более чем наглядный урок.

Такой же однозначной была реакция осетин на шутливое пожелание сделать Грузию автономной областью в составе Южной Осетии. «Не надо нам этого, - категорически отказывались от «заманчивого» предложения и государственные деятели, и простые люди. – Не желаем иметь с ними ничего общего, даже на таких условиях». Августовская война и признание РЮО со стороны России уничтожили последние надежды грузин на «восстановление» мифической территориальной целостности. «Независимость Южной Осетии признана со стороны самого большого государства мира, безопасность республики обеспечивается ядерной державой, - говорит госсоветник президента Константин Кочиев. – Этого нам более чем достаточно». Впрочем, он не сомневается, что в скором будущем РЮО будет признана и другими странами.

Отзвуки политических баталий, разгоревшихся в последние месяцы в Москве, до Цхинвала практически не долетали. Подробности взаимоотношений активистов небольших партий между собой здесь мало кому интересны. Многие принимают решение о поддержке той или иной партии, увидев в ее списках своих знакомых или людей, пользующихся всеобщим уважением. И хотя восстановление Южной Осетии по-прежнему идет слишком медленно, люди ежедневно сталкиваются с множеством социальных и бытовых проблем, и к властям накопилось немало вопросов, мало кто полагает, что разрешение этой ситуации зависит от получения той или иной партией большинства в парламенте.

«Кто будет принимать законы, решит народ, - заметил один из избирателей на участке в Цхинвале. – Персоналии здесь – не самое важное. Все, кто собираются стать депутатами, любят республику и желают ей добра». Явка, хотя и оказалась меньше, чем обычно бывало ранее, тем не менее была достаточно высокой. На избирательном участке N20 в селе Тбет на 16:00 проголосовало 360 из 550 избирателей, внесенных в списки для голосования (к этому участку приписаны жители не только Тбета, но и соседних сел). «Для нас выборы – это праздник, - сказала председатель участковой избирательной комиссии, директор местной школы Аза Цховребова. – Мы здесь столько пережили, мы будем сами определять свою судьбу».

В двадцати метрах от избирательного участка – перекресток, на котором после войны долгое время громоздились искорженные останки сожженных автомобилей и бронетхники. Именно здесь машины, в которых беженцы пытались покинуть расстреливаемый грузинами Цхинвал, были уничтожены вместе со всеми своими пассажирами. Те, кто видел все это, стараются не возвращаться к кошмарам войны в своих воспоминаниях. Остается лишь удивляться силе и гибкости человеческой психики. После войны в Тбете оставалось всего несколько человек. Свидетели происшедшего с трудом подбирали слова, чтобы рассказать, что им довелось пережить. Выборы – символ мирной жизни, преодоления ужаса прошлого.

Гуфтинский избирательный участок N45 расположен в новенькой школе, построенной Россией сразу после войны. На 19:30 там проголосовали 167 из 192-х зарегистрированных избирателей. Последней, кто выполнил свой гражданский долг буквально за минуту до официального закрытия участка, оказалась одна симпатичная девушка. Когда она опустила бюллетень в урну, члены избирательной комиссии и наблюдатели от партий со смехом зааплодировали и, закрыв участок, приступили к подсчету голосов.

За ходом выборов следило более сотни российских и международных наблюдателей, были приняты и повышенные меры безопасности. Никто не отметил сколько-нибудь серьезных нарушений. Парламентские выборы прошли спокойно и демократично. Южный сосед - Грузия – в этот раз решила обойтись без обычных в подобных ситуациях провокаций в виде минометных обстрелов и тому подобной демонстрации чувств. Вечером после окончания голосования на центральной площади Цхинвала прошел большой концерт, завершившийся фейерверком.

Обнародованные утром результаты выборов не принесли сенсаций. "Единство" получило ровно столько же мест в парламенте, сколько и Народная
партия с Компартией вместе взятые. Первым досталось 17 мест (за правящую партию проголосовали 46,38% избирателей), "народникам" - 9 (22,58%), коммунистам - 8 мест (22,25% голосов). "Фыдыбаста" не прошла семипроцентный барьер, получив 6,37%. Итоговая явка составила 81,93%. Разброс голосов отражает запрос осетинского общества к переменам и в то же время его единство перед лицом вызовов независимости.

Яна Амелина, Цхинвал