Posted 28 июля 2009,, 15:24

Published 28 июля 2009,, 15:24

Modified 1 апреля, 17:13

Updated 1 апреля, 17:13

Осетия: чем дальше, тем лучше и трудней

28 июля 2009, 15:24
После грузинской агрессии августа прошлого года против Цхинвала об осетинах узнал весь мир. О будущем Осетии и ее народа «Росбалту» рассказал идеолог национального возрождения, доктор исторических наук Руслан Бзаров.

После грузинской агрессии августа прошлого года против Цхинвала об осетинах узнал весь мир. О будущем Осетии и ее народа «Росбалту» рассказал идеолог национального возрождения, доктор исторических наук Руслан Бзаров.


- Каково отношение осетин к российскому государству? Изменилось ли оно после признания независимости Южной Осетии или исторический выбор остается неизменным на протяжении веков? Может ли что-либо на него повлиять?

- Осетины считают «российское государство» не сторонним объектом, а собственным национальным государством. В смысле Отечества «отношение осетин к российскому государству» остается неизменным – Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация - в равной степени своя страна со всеми ее добродетелями и пороками. Оценка политического режима – совсем другое дело. Не нужно обманываться, с конца 80-х годов осетины противостояли, прежде всего, подлости своего государства, отдавшего их на растерзание грузинскому фашизму. Выстояли, слава Богу, и дождались опять-таки своего государства, в которое не переставали верить. Благодарность и гордость – вот осетинская оценка нынешней позиции России.

Теперь об «историческом выборе», который произошел, как известно, в середине XVIII века. В этом году исполняется 260 лет установлению русско-осетинских отношений. Он потому и называется историческим, что это выбор народом жизненных ориентиров, сверка цивилизационных оснований собственного существования. Может ли что-нибудь на него повлиять? Только одно – падение собственного государства. Осетины уже испытали это в XIII-XIV веках.

- Можно ли говорить о полноценной государственности Южной Осетии? Сумел ли Цхинвал реализовать столь редко выпадающую историческую возможность построить государство фактически «с чистого листа»?

- Южная Осетия продемонстрировала феноменальный результат: полноценный государственный организм удалось создать на четверти территории исторической Осетии, населенной десятой частью народа. Если вспомнить еще и о том, что Осетия почти не видна на глобусе, что общая численность осетин в мире едва превышает 600 тысяч и что закавказская (южная) часть нашей родины последовательно и разными способами уничтожалась на протяжении двух последних веков, можно только поразиться жизнестойкости и политической зрелости.

Свою состоятельность Республика Южная Осетия демонстрирует всему миру уже два десятилетия. Международное признание, начавшееся в 2008 году, вовсе не является рождением государства, которое ни разу – это надо подчеркнуть: ни разу – не нарушило конституцию в процессе строительства демократических институтов, на референдумах, президентских и парламентских выборах, при передаче власти от прежней к вновь избранной администрации. Легитимность и респектабельность – вот главные признаки этого государства, лишь на первый взгляд построенного «с чистого листа».

Нужно ли объяснять, что ни культура, ни государство не появляются на пустом месте? Осетинская (скифо-аланская) государственная традиция – одна из древнейших на Кавказе и, несомненно, древнейшая на территории современной России. В безгосударственный период своей истории (с XV по XVIII век) Алания-Осетия существовала в формате независимой конфедерации одиннадцати самостоятельных земель-областей с парламентской системой самоуправления и развитыми гражданскими институтами.

Вы, конечно, правы - историческая возможность заново строить свое государство выпадает крайне редко. Однако еще реже встречаются исторические субъекты, которые готовы принять и реализовать этот шанс.

- Воссоединение разделенного осетинского народа в составе РФ – следующая, после признания РЮО, задача осетин. Какова стратегия ее разрешения? Время от времени в СМИ выплескивается маргинальная идея объединения Осетии вне состава России. Что можно сказать о ее целесообразности и реализуемости?

- Признаться, я такой «следующей задачи» у осетин не знаю. Маргинальными представляются мне обе идеи формального объединения – и в составе России, и вне ее. Разница между ними – в происхождении.

«Проект» вхождения РЮО в состав РФ есть простонародное, я бы даже сказал, фольклорное, не учитывающее политико-правовых реалий продолжение традиционного осетинского антисепаратизма. «Проект» же объединения Южной Осетии с Северной, вышедшей из состава РФ, – новая платформа провокаторов, провалившихся с проектом кехвинского «правительства в изгнании».

В сложившемся после признания Россией международно-правовом и политическом контексте существование двух осетинских республик – суверенной Республики Южная Осетия и субъекта РФ Республики Северная Осетия-Алания – представляется вполне оптимальным форматом объединения Осетии. Разговоры об иных способах объединения, если только они не происходят из скудоумия, есть антироссийская и антиосетинская политико-идеологическая пропаганда, имеющая целью представить Россию агрессором, а Южную Осетию – аннексированной территорией.

- В последнее время все меньше информации о работе возглавляемого вами народного форума «Осетия обвиняет». Каких результатов в деле сбора и распространения информации о геноциде осетин удалось достичь, каковы планы? Кстати, в каком состоянии осетинский кинопроект Эмира Кустурицы?

- Насколько мне известно, проект Кустурицы пока ждет своего часа, потому что мастер очень занят. Со своей стороны, и нам не хотелось бы спешки. Народный форум продолжает работать, мы не измеряем своих достижений, потому что не собираемся подводить итогов и считаем единственной достойной целью навсегда отменить саму возможность геноцида. Мировое сообщество – понятие довольно абстрактное, а люди верят, когда показываешь им правду. Человек по природе честен и добр. Надеемся, что глухая информационная блокада со стороны Запада была пробита, в том числе, и с нашим скромным участием. Сейчас готовятся несколько издательских проектов, среди них ретроспективные, раскрывающие историю прежних попыток уничтожения Осетии – конечно, все на документальном материале.

- Есть ли смысл ставить вопрос о материальной ответственности Грузии за августовскую агрессию против РЮО?

- Можете считать мои слова предварительной постановкой этого вопроса на уровне гражданской инициативы. Мы готовимся к полноценному правовому преследованию Грузии без всякой поспешности и будем добиваться полного материального возмещения за август 2008 года и предшествующие девятнадцать лет - начиная с событий конца 1989 года. К сожалению, Республика Северная Осетия-Алания все еще медлит с предъявлением счета, который, конечно, должен быть подан от имени Российской Федерации, чей бюджет долгие годы был единственным источником поддержки этих несчастных людей (беженцев - прим. ИА "Росбалт"), многие из которых продолжают жить в совершенно нечеловеческих условиях. Нет сомнения, материальное возмещение – необходимая часть той совокупной ответственности государства, которая должна включать также морально-политическое обременение и выдачу военных преступников.

- Что можно предпринять для дефашизации Грузии? Есть ли в соседнем государстве силы, осознающие необходимость деятельного покаяния перед осетинским народом?

- Все, кому известна суть событий, хорошо знают, что в Осетии никогда не было и нет антигрузинских настроений, никогда не было и тени этнического конфликта. Другое дело – общество и государство. Грузинское общество в полной мере ответственно за преступления государственных и военных руководителей. Именно грузинское общество последовательно поддерживало и в ходе прямых выборов наделяло высшей государственной властью носителей шовинистической, расистской, фашистской идеологии, авторов военных авантюр, идеологов и исполнителей геноцида.

- Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на июньском VII осетинском съезде, была проблема сохранения и развития осетинского языка и национальной культуры. Насколько серьезна ситуация?

- Главным вопросом внеочередного VII съезда осетинского народа было учреждение всемирного конгресса и общероссийской общественно-культурной организации, необходимых для организации системы стационарных связей между осетинскими диаспорами, живущими во многих странах и в большинстве субъектов Российской федерации. После полувекового отсутствия осетинской школы, окончательно ликвидированной в 1964 году, общественные функции и положение осетинского языка в самой Осетии составляют сегодня центральную культурную проблему. Есть предложение посвятить этому вопросу очередной съезд осетинского народа.

У нас нет причин для благодушия, однако справедливости ради нужно сказать, что все инициативы, необходимые для исправления языковой ситуации, уже состоялись. Наша концепция полилингвальной осетинской школы, возвращающая осетинскому языку роль полноценного языка обучения и изучения, пятый год апробируется на уровне государственного эксперимента под эгидой ЮНЕСКО. Принята государственная целевая программа «Осетинский язык» и создан Научно-экспертный совет по осетинскому языку при правительстве Республики Северная Осетия-Алания, завершается разработка подобной же программы и обсуждается вопрос о создании специального государственного органа для решения языковых проблем в Республике Южная Осетия. Вообще в области культурных программ происходит быстрое и достаточно эффективное возвращение к естественному единству Северной и Южной Осетии, насильственно прерванному в 30-е годы.

Что касается так называемой глобализации, то ведет она вовсе не к унификации, а к маргинализации народов. Процесс этот конечен уже в силу культурной бесплодности, первые признаки его скорого завершения хорошо заметны. Кстати, несомненным и универсальным политическим (в международном, всемирном смысле) симптомом завершающейся глобализации нужно считать концепцию многополярного мира.

- Руководство Татарстана и Башкирии, общественные организации этих республик, а также Русская православная церковь выступили против ликвидации национально-регионального компонента, в рамках которого в школах преподаются национальные языки, культура, краеведение, «Основы православной культуры». Голос осетин практически не слышен… С чем это связано?

- Голос, может быть, не слышен в средствах массовой информации, потому что руководство и общественные организации Осетии пока не идут в решении этих вопросов путем политизации, хотя четкая позиция была высказана. Зато в экспертном сообществе Осетия занимает заметное место, а осетинская концепция национальной школы очень многими, в том числе ведущими специалистами и учреждениями, признается наиболее оптимальной. Создавая свою концепцию, мы с самого начала ушли от механического соединения федерального и национально-регионального компонентов, у нас они органически слиты. Поэтому важнейший вопрос сейчас – базисный учебный план, который бы вмещал языковые и культурные интересы национальных субъектов Российской Федерации.

В том, что линия на сворачивание национально-региональных сегментов в образовании, то есть на максимальную унификацию общеобразовательной школы – это инструмент подрыва государственного единства Российской Федерации, нет никакого сомнения. Это выход к анархии и развалу государства, к развитию сепаратизма, к вспышке конфликтов. Если кого-то интересует спокойная и, возможно (хотя и не обязательно), сытая жизнь в маленькой провинциальной России, вернувшейся к масштабам Московского княжества, он должен знать: это наше Отечество, и мы никуда не собираемся уходить, мы будем защищать интересы своего великого российского государства и свое неотъемлемое право на осетинскую национально-культурную и российскую национально-гражданскую идентичность.

- В чем главная задача Международного конгресса осетинского народа? «Консолидация нации» - для каких целей?

- Всеосетинское движение «Стыр Ныхас», созданное весной 1993 года, осуществило идею единства Осетии на уровне общенародных съездов и разветвленной системы местных территориальных ячеек. В первый период своей истории «Стыр Ныхас» сыграл выдающуюся роль в общественно-политической жизни. С началом процесса признания РЮО завершился определенный этап в становления этого самого многочисленного и самого ответственного гражданского формирования Осетии. Конгресс – это плановая организационная ступень, принципиальное решение о его создании было принято на VI съезде, прошедшем в октябре 2007 года в Цхинвале. Для проведения назревшей реорганизации и был созван внеочередной VII съезд осетинского народа.

Сейчас на первый план в повестке дня настойчиво просятся культурно-политические проблемы – в том числе положение осетинского языка, строительство современной системы образования. Важнейшее значение приобретает надежная организация связей с осетинскими диаспорами, рассеянными по всему миру и ожидающими культурно-языковой поддержи с родины. Едва ли не самый главный подтекст преобразований – дать молодому поколению площадку полезной деятельности, связать друг с другом осетинскую молодежь, проживающую в разных странах.

- Какую роль призван сыграть Конгресс в достижении признания РЮО со стороны различных государств? Насколько важно признание Южной Осетии со стороны других государств, принципиально ли это?

- Конечно, мы надеемся, что установленные конгрессом связи будут каналом надежной информации об Осетии. Международное признание мы рассматриваем как двуединый процесс укрепления внешней безопасности и развития экономических связей Республики Южная Осетия. Мы понимаем сложность этого процесса, но уверены в его результате и своем терпении. Принципиально важным было признание со стороны России, создавшее условия для прекращения военной агрессии Грузии и геноцида осетинского народа.

- За рубежом, главным образом, в Турции и Сирии, проживает большая осетинская диаспора. Как оценить ее потенциал количественно и качественно?

- Осетинская диаспора в Турции насчитывает до 30 тысяч человек, в Сирии – до 2 тысяч. Для сравнения – численность абхазской диаспоры оценивается в 300 тысяч человек. Осетины Турции и Сирии – в абсолютном большинстве потомки переселенцев второй половины XIX века, по меньшей мере половина из них уже не владеет языком. Немногочисленные диаспоры других стран состоят из осетин, принадлежавших к хорошо известным волнам российской эмиграции XX века. Осетия не связывает с диаспорами надежд на решение своих проблем, но осознает ответственность за их судьбу и готова по мере сил помогать в культурной работе и связях с родиной.

- Каково ближайшее будущее осетинской нации? Каким будет осетин через сто лет?

- Ближайшее будущее Осетии обещает быть трудным – в политическом, экономическом, культурном смысле. За каждый шаг в будущее нам непременно придется платить – это характер и судьба народа. Чтобы быть полезными человечеству, сегодня нужно вернуться к себе. Осетинское национальное возрождение, как форма универсальной модернизации, было насильственно остановлено во второй половине 1920-х годов, в 30-е годы произошло физическое уничтожение его деятелей, а в 50-60-е оказались ликвидированы или окончательно выродились его учреждения. Нам предстоит отстроить их заново, завершая осетинскую национальную модернизацию. Каким будет осетин через сто или тысячу лет, не так уж и важно. Главное в том, что он будет.

Беседовала Яна Амелина