Posted 7 августа 2009,, 15:13

Published 7 августа 2009,, 15:13

Modified 1 апреля, 17:06

Updated 1 апреля, 17:06

Медведев послал сигнал Чемезову

7 августа 2009, 15:13
Дмитрий Медведев поручил генпрокурору и начальнику контрольного управления главы государства проверить работу госкорпораций и обсудить целесообразность их существования. Эксперты полагают, что о закрытии госкорпораций речь не идет, но в условиях кризиса власти страны хотят заставить их работать эффективно.

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и своему помощнику - начальнику контрольного управления главы государства Константину Чуйченко провести комплексную проверку работы госкорпораций, а затем обсудить «целесообразность» их дальнейшего существования. Эксперты полагают, что о закрытии госкорпораций речь не идет, но в условиях кризиса власти страны хотят заставить их работать эффективно и прекратить использовать «непрозрачные» экономические схемы.

Как сообщает пресс-служба Кремля, российский президент поручил ведомствам Чуйченко и Чайки с особым вниманием разобраться, целевым ли образом и насколько эффективно используются переданные госкорпорациям имущество и финансы. Кроме того, Медведев поручил проверить, насколько соответствуют госкорпорации целям, сформулированным в федеральных законах об их создании. «По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация», - говорится в сообщении кремлевской пресс-службы.

Отметим, что в настоящий момент существуют семь организаций, имеющих статус госкорпораций: ВЭБ, «Ростехнологии», «Роснано», АСВ, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Росатом» и «Олимпстрой». Кроме того, в июле этого года президент подписал закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Особым статусом обладают также так называемые «естественные монополии», но госкорпорациями они при этом не являются.

Эксперты, к которым «Росбалт» обратился с просьбой прокомментировать решение Дмитрия Медведева, сошлись во мнении, что речь не идет о радикальном пересмотре роли российского государства в экономической жизни страны. «Я думаю, что это решение ситуативное, связанное с кризисом. Потому что если бы оно было бы в рамках общего пересмотра отношений государства к своей роли в экономике, оно было бы подготовлено и озвучено несколько по-другому», - заявил «Росбалту» Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), ранее позиционировавшегося как экспертный центр Дмитрия Медведева.

Он полагает, что причиной для громкого заявления стало скорее «поведение менеджмента некоторых компаний в кризисе», чем «пересмотр целесообразности применения таких форм хозяйствования (как госкорпорация – «Росбалт») в настоящий момент». Юргенс считает, что переход к «новой приватизации активов таких корпораций и пересмотр их корпоративного управления» возможны скорее в посткризисный период, поскольку «в середине кризиса это слишком рискованно», а, кроме того, «продажа будет бессмысленна с экономической точки зрения». «Кризисный дисконт таков, что это будет значить продать их по дешевке, и, если их будут приобретать на рынке и не иностранцы, ведь это все-таки стратегические отрасли, то дисконт будет такой, что это немыслимо», - уверен Игорь Юргенс.

Тем не менее, «критика в адрес госкорпораций идет достаточно давно - на тему эффективности расходования ими получаемых государственных средств и активов, переданных в управление, так что тема не новая», напоминает президент Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Действительно, в марте этого года стало известно, что идея преобразования госкорпораций в юрлица, не обладающие какими-то особыми статусом и привилегиями, попала в проект "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленный президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Например, две из семи ныне существующих такого рода юридических организаций («Росатом» и «Олимпстрой») предлагалось сделать госорганами, а, например, «Ростехнологии» авторы проекта признали коммерческой организацией.

В свою очередь председатель правления ИНСОРа Игорь Юргенс напоминает, что предприниматели «ставили вопрос об эффективности госкорпораций и естественности некоторых монополий, начиная с 2000 года». Однако с тех пор реализовалась «только одна из реформ по преобразованию таких монополий в намного более рыночные формы», а именно – в отношении РАО «ЕЭС России». Так что если бы речь шла о «плановом пересмотре роли государства в экономике, это бы было и оформлено иначе, включая, возможно, и послание президента федеральному собранию», уверен Юргенс.

С ним соглашается директор нижегородского Центра социально-экономической экспертизы Андрей Дахин. Комментируя поручение президента Дмитрия Медведева о проверке госкорпораций, он рассказал «Росбалту», что, с его точки зрения, такие организации возникли в тот период, когда требовалось навести порядок в отношениях между властью и бизнесом, а «сегодня возникла необходимость корректировки этой системы именно с точки зрения экономики». Так что в этой истории «нет никаких политических подтекстов», уверен Дахин.

Юргенс же отмечает, что в период кризиса, когда только государство может инвестировать и повсеместно резко возрастает его роль, вряд ли такое решение Медведева было бы возможно, «если бы не проколы в деятельности самих этих корпораций».

«Я не являются аудитором, поэтому ничего не могу сказать о конкретных государственных корпорациях, - заявил «Росбалту» Юргенс. - Но не надо быть очень информированным человеком, достаточно читать газеты, чтобы понять, что долги «Роснефти» растут и, несмотря на операционную прибыль, проблема существует очень большая. Такая же ситуация в «Газпроме», возможно, она чуть получше в РЖД, но там тоже есть свои проблемы. Наконец, «Ростехнологии» - те, кому был поручен «АвтоВАЗ», - понятно, в каком состоянии находятся».

И с ним соглашается Евгений Минченко, который отмечает, что именно ситуация с «АвтоВАЗом», где, по его мнению, «назревает социальный взрыв», подогревает критику в адрес госкорпораций.

Напомним, что Сергей Чемезов возглавляет государственную корпорацию «Ростехнологии», которая на настоящий момент управляет, в частности, заводом «АвтоВАЗ» в Тольятти, где вчера от полутора до трех тысяч сотрудников и жителей города вышли на митинг, потребовав национализации производства. И в тот же день Дмитрий Медведев своим указом исключил Чемезова из состава комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую президент сам и возглавляет.

«Слухи о непрозрачности различного рода схем курируют на рынке», - отмечает в свою очередь Юргенс. И поясняет: «Видимо, президенту стало известно нечто, что достойно проверки со стороны очень серьезного органа, каковыми являются его контрольное управление и прокуратура».

А Минченко прямо говорит: «Это нельзя трактовать как прямой «накат» на Чемезова, так как игра идет более тонкая. Скорее это сигнал о том, что надо собраться и начать активизировать менеджмент, иначе будут приниматься жесткие меры». «Это касается и других госкорпораций», например, того же «Олимпстроя», но именно Чемезову направлен главный сигнал - «уже хотя бы потому, что он самый крупный» и социально значимый, - резюмирует Минченко.

Иван Преображенский