Posted 9 ноября 2009,, 18:42

Published 9 ноября 2009,, 18:42

Modified 1 апреля, 16:01

Updated 1 апреля, 16:01

Казус Дымовского

9 ноября 2009, 18:42
Обращение милиционера Дымовского к Владимиру Путину и обстоятельства его молниеносного распространения с последующими проверками и общественной дискуссией – случай из ряда вон выходящий, если учесть, что откровения куда более высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов не имели такого резонанса.

Видеообращение Алексея Дымовского из ОВД Новороссийска к премьер-министру Владимиру Путину может спровоцировать серьезный кризис. Несмотря на то, что майор уже уволен за клевету по результатам очень оперативной местной проверки, в обстоятельствах его «выступления» намерены разобраться Общественная палата и даже Следственный комитет при прокуратуре РФ, в последнее время регулярно критикующий работу МВД.

Напомним, в видеообращении к Владимиру Путину, размещенном майором Дымовским на личном сайте, говорится о коррупции и фактах притеснения сотрудников новороссийской милиции со стороны руководства. Так, майор заявил, что милиционерам в Новороссийске не разрешают лечиться амбулаторно. При этом, по его словам, их увольняют, если им требуется длительное лечение. Он пожаловался на то, что его коллеги вынуждены работать без выходных, несмотря на низкую зарплату. Кроме того, по словам Дымовского, ему самому звание майора досталось в обмен на обещание возбудить уголовное дело против невиновного человека. Милиционер в целом считает, что разоблачает «беспредел», творящийся в структуре МВД, требует отставки всего руководства министерства и адресует свои просьбы премьер-министру Владимиру Путину.

Теперь же майор, жалующийся на то, что он получал в месяц около 14 тыс. рублей, по его словам, вынужден нанять охрану и автомобиль, чтобы защититься от давления, которому он подвергается. Жену и ребенка он намерен отослать в Москву. Как заявляют российские правозащитники, Дымовский уже обратился к ним с просьбой о защите, и они намерены добиваться, чтобы дело его было «максимально публичным». Под контроль расследование заявлений новороссийского майора также берет, по словам адвоката Анатолия Кучерены, и Общественная палата. В частности, многие обращают внимание на то, что, по утверждению майора, он располагает аудиозаписями откровенных разговоров с коллегами длительностью около 150 часов на «рабочие» темы.

«Дымовский в своем обращении жалуется, что его заставляли работать в выходные, тем не менее, подкладывает своим коллегам такую «свинью» и размещает ролик в пятницу, – отметил источник «Росбалта» в МВД РФ. - В результате все выходные десятки таких же, как он, сотрудников вынуждены были работать, проверяя его информацию. Происходит все это накануне Дня милиции (этот праздник отмечается 10 ноября - «Росбалт»), и вместо празднования еще десятки милиционеров в спешном порядке были отправлены в Новороссийск. Да и к самому майору есть вопросы. Вот он объявил, что нанял себе охрану. Интересно, откуда у майора деньги на телохранителей?».

Милицию Юга России, действительно, захлестнула волна проверок. По распоряжению министра внутренних дел Рашида Нургалиева в субботу и воскресенье изучением фактов, изложенных Дымовским, занимались руководители ГУВД Краснодарского края. Они пришли к выводу, что майор оклеветал коллег, и уволили его с формулировкой «за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции».

А уже в понедельник по решению главы МВД РФ в Новороссийск вылетела комиссия, состоящая из представителей самого министерства. В нее вошли сотрудники департаментов собственной безопасности, уголовного розыска, кадрового обеспечения, которые тоже намерены проверить сведения, приводимые майором в видеообращении. Результаты работы комиссии будут доложены Нургалиеву, а тот доведет их до сведения руководства страны и общественности. Предполагается, что проверка займет семь-десять дней.

Одновременно СУ СКП РФ по Краснодарскому краю в связи с обращением Дымовского начало сразу две проверки. В ходе одной из них будут изучаться изложенные майором факты необоснованного задержания граждан по распоряжению руководства УВД Новороссийска и их привлечения к уголовной ответственности, а также того, что начальник ОВД Приморского района города Валерий Медведев ранее был судим, но сумел устроиться на работу в милицию. А вторая проверка будет проводиться по заявлению начальника УВД Новороссийска, его заместителей и упомянутого Валерия Медведева. Они требуют привлечь Дымовского к уголовной ответственности за клевету. Наконец, еще одну проверку по заявлениям майора проведет прокуратура Краснодарского края.

Весьма вероятно, что хотя бы некоторые из этих многочисленных комиссий проверят и самого Дымовского. И, вполне возможно, их выводы могут оказаться весьма нелицеприятными для майора. Уже сейчас, если судить по «утечкам» из МВД, вырисовывается картина, которая, возможно, и будет позже официально озвучена.

В соответствии с этими данными, с начала этого года из 310 дней Дымовский провел на службе всего 62. Все остальное время он отсутствовал на рабочем месте, принося больничные листы. Впрочем, это была не главная проблема майора. Как уверяют источники в МВД РФ, управление собственной безопасности еще и начало проверку в отношении Дымовского по факту того, что он необоснованно отпустил на свободу несколько наркоторговцев. В результате, начиная с августа этого года, майор вообще перестал появляться в УВД, ссылаясь на очередную болезнь. Когда же настало время окончания проверки УСБ (а заодно и предоставления очередного больничного листа Дымовским) в Интернете и было выставлено видеообращение. «Сейчас есть абсолютная уверенность, что раскручивать ролик в СМИ и блогах помогали определенные силы, преследующие свои мотивы, - отметил источник «Росбалта» в МВД. – Например, добивающиеся отставки министра внутренних дел».

И действительно, рядовой майор в своем ролике требует отставки не «притесняющего подчиненных» начальства УВД Новороссийска, а всего руководства МВД. Он даже предлагает Владимиру Путину создать специальную комиссию под руководством самого Дымовского с привлечением подобранных им людей, которая бы занималась изучением фактов коррупции и различных нарушений в органах внутренних дел.

Не удивительно, что Рунет уже третий день гадает: было ли заявление Дымовского спонтанным и полностью самостоятельным и не являются ли его обвинения частью «операции» неких неизвестных сил, направленной на смещение с поста министра Рашида Нургалиева, слухи об отставке которого ходят с середины лета. Отметим, что глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин не так давно в достаточно жестких выражениях раскритиковал работу МВД. И он сделал это далеко не первым. После трагедии в московском супермаркете, когда майор Денис Евсюков открыл стрельбу по мирным гражданам, только ленивый не говорил о коррупции и проблемах в российской милиции.

И Рашид Нургалиев даже объявлял о кампании по борьбе с коррупцией и непрофессионализмом в органах, на которую отвел себе ровно месяц. Спустя отпущенный месяц Нургалиев со своего поста не ушел, что должно было символизировать его победу над пороками в милицейской среде. И все бы хорошо, но президент РФ Дмитрий Медведев на днях сообщил СМИ, что сам, лично, установил Нургалиеву новый срок для преодоления упомянутых негативных явлений в милицейской среде – еще месяц. И по его окончании, соответственно, не сам Нургалиев уже будет оценивать результаты антикоррупционной кампании в МВД, а сам президент. Это, кстати, примечательный факт, учитывая, что Нургалиеву, по мнению источников «Росбалта», близких к МВД, удавалось сохранять свой пост во многом благодаря «ровной» позиции в отношении как Дмитрия Медведева, так и Владимира Путина, при том что остальные «силовые» ведомства откровенно ориентируются на премьер-министра.

Сторонники версии о спланированности «восстания» Дымовского, помимо времени его выступления - за несколько суток до Дня милиции, также обращают внимание на то, что некоторые «бульварные» СМИ, обычно избегающие скандалов с «политическим» оттенком, если только на то нет прямых указаний от владельцев, на этот раз оперативнее других изданий отреагировали на заявление «взбунтовавшегося» майора. И это несмотря на абсурдность многих лозунгов Алексея Дымовского, который себя, еще недавно работавшего простым участковым, предложил Владимиру Путину в качестве главы комиссии по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах. Некоторым наблюдателям новороссийский майор даже напомнил знаменитого врача Лидию Тимашук, с обращения которой началось в последний период сталинского правления в СССР дело против «врачей-убийц», превратившееся в антисемитскую кампанию.

Молниеносное распространение выступления Алексея Дымовского в Интернете и СМИ и «подхват» этой темы общественностью действительно удивляют, особенно, если учесть, что скандальные откровения куда более высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов не имели такого резонанса. Достаточно вспомнить обвинения (в интервью Александру Хинштейну) экс-начальника главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия в адрес главы СКП Александра Бастрыкина - в незаконном возбуждении уголовных дел (в том числе в отношении генерала ФСКН Александра Бульбова и замминистра финансов Сергея Сторчака). Или видеообращение экс-заместителя начальника Управления по борьбе с организованной преступностью по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимира Сыча, рассказавшего о сращивании организованной преступности, правоохранительных органов и исполнительной власти. По сравнению с «раскруткой» в блогах и СМИ истории Дымовского обвинения Довгия и Сыча в адрес высокопоставленных федеральных чиновников, можно сказать, утонули в море общественного безразличия. Странно, не правда ли?

В то же время многие отрицают возможность срежиссированной кампании. В частности, депутат от КПРФ Виктор Илюхин считает, что «это могло быть совпадением, что майор самостоятельно решил обратиться к общественности перед празднованием Дня милиции», а в возможность заговора он не верит. С ним согласен и директор Агентства журналистских расследований, писатель Андрей Константинов. По его мнению, версия о том, что участившиеся негативные публикации в СМИ инспирированы некими недругами министра МВД Рашида Нургалиева, выглядит безосновательной. «Можно заказать аналитические материалы с негативным содержанием, но факты заказать невозможно. Представляете, какой ресурс надо задействовать, чтобы сказать майору милиции: мы тут министра валим, выступи с критикой или иди, постреляй в супермаркете? Человек теряет работу, свободу, все возможные перспективы – можно ли это инспирировать извне и сколько это должно стоить? Это не атака на Нургалиева, а кадровый просчет», - полагает Андрей Константинов.

В то же время многие бывшие сотрудники правоохранительных органов согласны с теми проблемами, на которые обращает внимание Дымовский. «За показатели в милиции спрашивают очень строго, люди работают без выходных, при этом получают мизерную зарплату, - сообщил «Росбалту» адвокат Владимир Жеребенков, сам 20 лет проработавший в органах внутренних дел. – В результате сейчас многие сотрудники не работают, а подрабатывают в милиции, одновременно, трудясь еще в других местах, где им и платят достойные деньги. Подобную практику искоренить будет невозможно, пока государство не пересмотрит свое отношение к милиции».

Другой собеседник агентства, много лет проработавший в милиции, а сейчас занимающийся бизнесом, тоже выразил понимание поступка Дымовского: «У меня сын пошел по моим стопам, служит в органах внутренних дел. В выходные он всегда на работе, а денег на содержание семьи у него практически нет. Мне приходится самому ему ежемесячно выдавать по $2 тыс., только бы он взятки брать не начал».

История с майором Дымовским еще раз подтвердила, что вопросы соблюдения законности и норм профессиональной этики среди сотрудников правоохранительных органов давно превратились в «кричащую проблему», заявил «Росбалту» депутат от КПРФ Олег Куликов. Одна из причин такого положения дел заключается в низком уровне социальной защищенности сотрудников милиции, считает он.

Отвечая на вопрос о перспективах разбирательства по жалобам Дымовского, Куликов не исключил, что дело может быть спущено на тормозах. «Но знаю Нургалиева - он искренне заинтересован в наведении порядка, и, скорее всего, озвученным фактам будет дана оценка», - уверяет парламентарий.

Кстати, именно от того, продолжится ли публичное обсуждение заявлений Дымовского, зависит оценка и всей этой истории. Ведь именно по реакции МВД, СКП и первых лиц государства будет ясно, идет ли речь о некоей кампании «по дискредитации», плодами которой поспешат воспользоваться противники Нургалиева, или министр просто в очередной раз попал в неприятную историю, связанную с неудачным подбором кадров на местах.

Иван Преображенский, Александр Шварев, Елена Земскова