Сочинская ярмарка тщеславия

В сочинские «олимпийские» стройки Россия вкладывает колоссальные деньги. Уже не остается никаких сомнений, что все будет построено в срок и по плану. А вот вопрос с нормальными компенсациями сочинцам, на чьей земле будут построены стадионы, остается пока нерешенным.

В сочинские «олимпийские» стройки государство вкладывает колоссальные деньги. Уже не остается никаких сомнений, что все будет построено в срок и по плану. А вот вопрос с нормальными компенсациями сочинцам, на чьей земле будут построены стадионы, остается пока нерешенным.

Основные сочинские олимпийские сооружения будут готовы к тестовым соревнованиям уже в 2012 году. Впрочем, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, излишне торопиться нет смысла. Одновременное строительство сразу всех сооружений создаст дополнительные неудобства жителям региона. Поэтому строительство некоторых объектов перенесено на более поздний срок.

К Олимпиаде в городе появятся биатлонный комплекс на 20 тыс. зрителей, лыжный комплекс на 16 тыс. зрителей, горнолыжный центр на 18 тыс. зрителей, санно-бобслейная трасса на 11 тыс. зрителей, большая и малая ледовые арены для хоккея с шайбой, ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку, крытый конькобежный центр, центральный стадион на 40 тыс. зрителей, ледовая арена для керлинга, комплекс трамплинов К-125, К-95, сноуборд-парк, фристайл-центр, олимпийская деревня в Нижнеимеретинской долине, олимпийская деревня в районе Красной Поляны, комплекс зданий и сооружений для размещения партнеров МОК и оргкомитета «Сочи-2014».

«Это сотни объектов - как сугубо спортивных, так и инфраструктурных, - заявил в одном из интервью Козак. - Умышленно не называю точную цифру, так как многие проекты являются комплексными, сегодня идет их проектирование, и в состав некоторых из них входит до нескольких десятков объектов». По его словам, на одной только территории Олимпийского парка (Имеретинская долина) планируется возвести 72 объекта. Кстати, строительство всех шести ледовых дворцов Олимпийского парка началось в октябре.

В общей же программе олимпийского строительства запланировано 207 строительных проектов. «Вся спортивная инфраструктура возводится в Сочи фактически с нуля - этому нет аналогов в истории Олимпийских игр. Без сомнений, Олимпиада в Сочи - это самый масштабный проект в новейшей истории России», - подчеркнул Козак.

Паралельно «поднимается» транспортная инфраструктура, это еще 45 строительных объектов, включая пять соединяющих объекты горного кластера автомобильных дорог; совмещенную (автомобильная и железная) дорогу Адлер - Красная Поляна; десять транспортных развязок на автомобильных дорогах Сочи; центральную автомагистраль Сочи «Дублер Курортного проспекта»; федеральную автомобильную дорогу М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер—Веселое; автомобильные дороги в Нижнеимеретинской долине.

По многим проектам работы уже начаты. Например, проложено несколько километров вторых путей, возводятся два путепровода и мост на железной дороге из Сочи к Олимпийскому парку. Строятся тоннельные комплексы на совмещенной трассе.

В целом стройка оценивается в 195,3 млрд руб. (половина - госбюджет, остальное - частные инвесторы). Например, инвесторы уже строят три из шести стадионов Олимпийского парка: малую ледовую арену для хоккея с шайбой (ООО «УГМК-Холдинг»), крытый конькобежный центр (ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега») и ледовую арену для керлинга (ОАО «Инвестиционно-строительная компания «Славобласть»). А затраты ОАО «РЖД» на олимпийские стройки в нынешнем году составят 7,3 млрд рублей, в 2010-м - 11,8 млрд рублей, в 2011-м - 10,7 млрд рублей, в 2012-м - 11,5 млрд рублей.

Более того, по некоторым данным, государство негласно пускает на подготовку к Олимпиаде часть баснословных сумм, которые официально тратятся на поддержку «АвтоВАЗа». Делается это якобы потому, что негативное отношение у большинства россиян к автозаводу уже сложилось и хуже не станет. Вероятно, это всего лишь слухи, но их появление само по себе красноречиво.

Конечно, далеко не все проходит гладко. «А вы знаете, что порт, который построил Дерипаска, смыло? - спросил в телефонном разговоре один из лидеров общественной организации «Союз имеретинцев» Алик Ле. Действительно, в олимпийском строительстве участвуют компании многих олигархов, и построенная первая очередь грузового морского порта в устье реки Мзымта на днях сильно пострадала от шторма. Ущерб, по официальным данным, составляет 500 млн рублей.

Правда, «Росбалт» связывался по телефону с Союзом имеретинцев по другому поводу. 22 декабря национальный совет по оценочной деятельности и власти Краснодарского края провели встречу для жителей Имеретинской долины, которые попадают под «олимпийское» переселение. Ряд олимпийских объектов разместится на месте их домов. Предлагаемые до сих пор властями компенсации мало кого устраивали, поскольку были вдвое ниже рыночных оценок.

И на встрече была предложена новая система. Как заявил вице-президент национального совета по оценочной деятельности Евгений Нейман, «главным критерием оценки становится стоимость находящегося на участке дома: если он дороже того строения, в которое вы будете переселены, то изъятие происходит с компенсационной доплатой, а если дешевле, то доплаты с вас не потребуют».

Но и к новой системе Алик Ле относится с большим недоверием, опасаясь, что обещания окажутся пустыми. При этом, по его словам, под «олимпийский» снос пойдет недвижимость порядка тысячи сочинцев.

Увы, в России побед без потерь не бывает. А в победе, похоже, уже никто не сомневается. В преддверии Нового года Сочи посетила делегация Координационной комиссии Международного Олимпийского комитета Зимних Олимпийских игр 2014 года. По итогам визита председатель комиссии Жан-Клод Килли заявил: «У нас не возникает абсолютно никаких сомнений, что этот проект будет успешным, удачным и будет реализован». Позже он уточнил: «Мы довольны увиденным и не сомневаемся, что Олимпийские игры в Сочи будут просто фантастическими».

То есть внешние, независимые и при этом пристрастные наблюдатели остались вполне довольны ходом подготовки к Олимпиаде-2014. «Не было бы контроля, неизвестно, шли бы мы такими темпами по строительству олимпийских объектов или объектов инфраструктуры города», - прокомментировал столь высокую оценку мэр Сочи Анатолий Пахомов.

Напомним, Олимпиада в Сочи стартует в пятницу, 7 февраля 2014 года, и финиширует в воскресенье, 23 февраля.

Игорь Чубаха