Posted 21 января 2010,, 17:27

Published 21 января 2010,, 17:27

Modified 1 апреля, 15:12

Updated 1 апреля, 15:12

Военный эксперт: Хлопонин может лично вести переговоры с боевиками

21 января 2010, 17:27

МОСКВА. 21 января. Один из критериев назначения Александра Хлопонина на пост полпреда президента в новом Северо-Кавказском федеральном округе - то, что он не является выходцеv из военной среды, считает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. "У него должен быть свежий взгляд на решение проблемы», - заявил эксперт в четверг на заседании московского политклуба «Росбалта».

Цыганок считает, что в решении Дмитрия Медведева назначить Хлопонина полпредом в СКВО и одновременно вице-премьером есть определенные плюсы. В частности, он хороший менеджер, способный разрешить первостепенные для региона экономические проблемы, тем более, что он может опереться на «Михаила Прохорова, который уже обещал ему поддержку».

«Время было выбрано верно – боевики сейчас находятся в селах и городах», - отметил также Цыганок. Эксперт считает, что принципиально важным является вопрос о том, будет ли новый полпред вмешиваться в компетенцию силовиков. В частности, Цыганок не исключает, что «Хлопонин будет вести переговоры с боевиками сам». Наконец, новый полпред может «вести приграничные отношения с Грузией и Азербайджаном», резюмировал эксперт.

Как и другие участники дискуссии, он отметил безусловную неподготовленность решения, отсутствие помещений, бюджета нового
полпредства.

В этом с ним соглашается и главный редактор Интернет-СМИ "Кавказский узел" Григорий Шведов, который также считает, что "формирование округа, в целом, правильное явление". Однако то, как было осуществлено это решение, создает сразу несколько новых проблем, при том, что старые еще так и не были разрешены. В частности, именно такая карта нового округа создает новое напряжение по черкесской оси - уже сейчас очевидна болезненная реакция черкесского сообщества, в частности, опасения "укрупнения" Адыгеи, то есть включения ее в Краснодарский край, а Калмыкии - в Астраханскую область. Именно укрупнением успешно занимался в Сибири Хлопонин.

Также вызовами можно назвать исключение Адыгеи и Калмыкии - если подполье объединяет боевиков Северного Кавказа, оно предельно
интернационализирует регион, то федеральный центр разделяет, реализуя известный римский принцип управления. Не меньшим вызовом является решение экономических проблем - ситуация в этой сфере в Калмыкии катастрофическая, в Адыгее - сложная. Выведение регионов за пределы нового округа заставляет громче звучать голоса тех региональных экспертов, которые давно сетуют на недостаток внимания к развитию этих территорий. Но все три эти вызова могут не привести к проблемам, если полпреды будут адекватно сотрудничать между собой.

Принципиально важной проблемой Григорий Шведов считает вопрос о том, "какие кавказские кланы будут влиять на нового полпреда". В частности, он отмечает, что сейчас в регионе наиболее успешна "кадыровская вертикаль". Но формируются и активные медведевские кадры - например, "евкуровская линия" в Ингушетии не вписывается в "кадыровскую линию", как и медведевские президенты Муху Алиев и Борис Эбзеев.

"Кто будет советовать Хлопонину? К кому он будет прислушиваться?" - именно так определяет Григорий Шведов главный вопрос будущего
Северо-Кавказского округа.