Posted 21 января 2010,, 18:01

Published 21 января 2010,, 18:01

Modified 1 февраля, 03:38

Updated 1 февраля, 03:38

Хлопонину не хватает кавказских извилин

21 января 2010, 18:01
Назначение Александра Хлопонина полномочным представителем президента на Кавказе стало неожиданностью для чиновников. У экспертов же остается много вопросов по поводу соответствия фигуры нового полпреда поставленным задачам.

Назначение Александра Хлопонина полномочным представителем президента на Кавказе стало неожиданностью для чиновников как в самом Красноярском крае, так и в северокавказских республиках. И хотя эксперты считают, что произошло оно вовремя, границы нового полпредства были определены неправильно, да и по поводу соответствия фигуры нового полпреда поставленным задачам остается много вопросов.

Приход именно Хлопонина демонстрирует несоответствие реальных действий официальной риторике. Такое мнение высказал на очередном заседании московского политклуба «Росбалта» политолог Сергей Маркедонов. Эксперт пояснил, что назначение Александра Хлопонина обошлось «без какого-либо экспертного или общественного обсуждения». Не было ни дискуссии по этому поводу в Госдуме, ни рассмотрения возможных кандидатур, например, в Общественной палате.

При этом, по словам эксперта, принятое решение имеет серьезные минусы. В частности, оно «неудачно с точки зрения подчинения». Ведь новый «кавказский начальник» будет одновременно и полномочным представителем президента, и вице-премьером российского правительства.

И мало того, что ради этого придется срочно менять закон о правительстве, поправки в который, как известно, Госдума планирует принять сразу в трех чтениях уже 22 января. По мнению политолога, Хлопонин попадет в «управленческую ловушку», оказавшись в ситуации двойной отчетности и лояльности между администрацией президента и правительством. «Два аппарата будут тянуть полпреда на себя», - уверен Сергей Маркедонов.

Вторая сложность, которую отмечает эксперт, - отделение нового полпредства от органов управления Северным Кавказом. В первую очередь военных, которые базируются в столице Южного федерального округа, то есть в Ростове-на-Дону.

Наконец, как отмечает Маркедонов, происходит разделение собственно «кавказского пространства». «Опять Кавказ как единое пространство не рассматривается», - сожалеет политолог. Помимо того, что разрывается связь со структурами, базирующимися в Ростове-на-Дону, от «общего» пространства отрывается республика Адыгея, хотя этнически ее «титульное» население близко жителям Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, вошедших в новый округ. Кроме того, в Северо-Кавказский федеральный округ, который был создан указом президента Дмитрия Медведева, не включена и Калмыкия. Хотя, по мнению экспертов, она все больше становится именно «кавказским» регионом.

Решение по Хлопонину – просто «производная» от той ситуации, которая сегодня сложилась в России, резюмирует в связи с этим Маркедонов.

«Нельзя построить правовое государство в отдельно взятом федеральном округе, если его нет в стране», - соглашается с ним заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов. Он, правда, считает, что создавать отдельное полпредство на Северном Кавказе надо было давно, однако в целом, по его мнению, конфигурация не продумана.

В частности, по мнению эксперта, центром должен быть «не Пятигорск, а Ставрополь». Кроме того, Хлопонин не станет заниматься многими вопросами, решение которых Кавказу необходимо. «Какие у него извилины? Не те, которые нужны на Кавказе!» - констатировал Арутюнов. Он пояснил, что для руководства этим регионом нужен «тот, кто вырос на Кавказе». Причем это должен быть «русский, еврей, татарин, который вырос на Кавказе». В частности, парадоксально отметил эксперт, «Горбачев (Михаил Сергеевич, первый президент СССР – «Росбалт») был бы очень хорош на этом посту».

Однако PR-консультант и блогер Василий Дамов, принимавший участие в дискуссии политклуба «Росбалта» по видеосвязи из Красноярска, отмечает, что Хлопонин запомнился в регионе в первую очередь тем, что «в момент его избрания в крае существовало сразу несколько серьезных конфликтов». «Однако в течение года-полутора он их погасил». Что, по мнению Василия Дамова, является свидетельством в пользу Хлопонина, которому предстоит «разруливать» и многочисленные внутриэлитные и межэтнические конфликты на Кавказе.

В свою очередь руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок в четверг на заседании московского политклуба «Росбалта» заявил, что одним из критериев назначения Александра Хлопонина на пост полпреда президента в новом Северо-Кавказском федеральном округе является то, что он - не выходец из военной среды. «У него должен быть свежий взгляд на решение проблемы», - полагает эксперт.

Цыганок считает, что в решении Дмитрия Медведева назначить Хлопонина полпредом в СКВО и одновременно вице-премьером есть определенные плюсы. В частности, он хороший менеджер, способный разрешить первостепенные для региона экономические проблемы, тем более, что он может опереться на «Михаила Прохорова, который уже обещал ему поддержку».

«Время было выбрано верно – боевики сейчас находятся в селах и городах», - отметил также Цыганок. Эксперт отметил, что принципиально важным является вопрос о том, будет ли новый полпред вмешиваться в компетенцию силовиков. В частности, Цыганок не исключает, что «Хлопонин будет вести переговоры с боевиками сам». Наконец, новый полпред может «вести приграничные отношения с Грузией и Азербайджаном», резюмировал эксперт.

Как и другие участники дискуссии, он отметил безусловную неподготовленность решения - отсутствие помещений, бюджета на новое полпредство.

Главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов также считает, что "формирование округа - в целом правильное явление". Однако то, как было осуществлено это решение, создает сразу несколько новых проблем, при том, что старые еще так и не были разрешены. В частности, именно такая карта нового округа создает новое напряжение по черкесской оси - уже сейчас очевидна болезненная реакция черкесского сообщества в частности опасения "укрупнения" Адыгеи, то есть включения ее в Краснодарский край, а Калмыкии - в Астраханскую область. Именно укрупнением успешно занимался в Сибири Хлопонин.

Также вызовами можно назвать исключение Адыгеи и Калмыкии. Если подполье объединяет боевиков Северного Кавказа и предельно интернационализирует регион, то федеральный центр разделяет, реализуя известный римский принцип управления. Не меньшим вызовом является решение экономических проблем - ситуация в этой сфере в Калмыкии катастрофическая, в Адыгее — сложная.

Принципиально важной проблемой Григорий Шведов считает и вопрос о том, «какие влиятельные кавказские кланы будут влиять на нового полпреда». «Кто будет советовать Хлопонину?» - именно так определяет Григорий Шведов главный вопрос будущего Северо-Кавказского округа. И с этим трудно не согласиться. Разумеется, «варяг» для Кавказа, или, как его назвал Сергей Арутюнов, «вице-король», должен быть человеком, не связанным с местными элитами и кланами, чтобы избежать мгновенного коррумпирования. Однако он должен также откуда-то получать четкое и объективное представление о регионе. И вот этого Хлопонину пока явно не хватает.

Иван Преображенский