Posted 27 апреля 2010,, 15:12

Published 27 апреля 2010,, 15:12

Modified 1 апреля, 14:05

Updated 1 апреля, 14:05

Время собирать пробки

27 апреля 2010, 15:12
Обсуждение транспортных проблем в мегаполисах продолжается уже много лет подряд, но эффективные методы для победы над пробками пока не найдены. Возможно, скоро наиболее крупным транспортным заторам начнут присваивать имена – как ураганам или торнадо.

В Нижнем Новгороде готовятся к Международному форуму «Smart City», посвященному комплексной модернизации городского хозяйства. На мероприятие соберутся мэры отечественных и зарубежных городов. Одной из центральных тем обсуждения станет развитие транспорта, в том числе проблема дорожных заторов и способов противостояния этому явлению. Ведь, несмотря на то, что все российские мегаполисы очень разные и самобытные, сегодня их роднит одно – пробки. Отличие лишь в глубине проблемы – количестве, долготе и протяженности заторов.

Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск… Транспортные пробки давно стали для этих городов неразрешимой задачей, которая в определенные сезоны принимает масштабы стихийного бедствия. Периодами «обострений» традиционно считается зима с ее снегопадами, оттепелями, гололедицей, и начало дачного сезона – когда на трассах появляются «подснежники» - автолюбители, садящиеся за руль только в теплое время года. К тому же конец апреля-май – самое время для дорожного ремонта.

У каждого крупного густонаселенного российского города свое уникальное географическое положение и история, свои особенности развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Но, тем не менее, по большому счету причины пробок одинаковы. За последние 15 лет уровень автомобилизации населения российских мегаполисов вырос, по разным оценкам, в 2-3,5 раза. В то же время протяженность автодорог росла гораздо более медленными темпами и увеличилась в среднем на 15-20%.

Проблемы на дорогах разные эксперты дружно связывают с устаревшей планировкой городов, с трудом поддающейся совершенствованию, а также с хаотичным «освоением» территорий исторических центров мегаполисов в рыночную эпоху. Речь идет в первую очередь о способах застройки, в частности, о промпредприятиях, граничащих с жилыми зонами, о низкой проходимости дорог в городах. Похоже, в процессе планирования и проектирования старых и новых микрорайонов никто не рассчитывал, что количество личного транспорта когда-нибудь стремительно возрастет. В итоге во многих мегаполисах до сих пор не отлажено движение грузового коммерческого автотранспорта, который нередко курсирует по центрам городов, тормозя перемещение остальных автовладельцев и отравляя «офисную» жизнь.

Много вопросов также возникает по поводу эффективности работы общественного транспорта – необходимости создания оптимальных маршрутов и развитию альтернативных автобусу способов перевозки пассажиров. Еще одна извечная причина пробок – качество дорог и обустройство дорожной инфраструктуры. Автолюбители из года в год жалуются на плохое дорожное покрытие и отсутствие стоянок для машин. Местные власти, в свою очередь, сетуют на парковки в неположенных местах – явление, носящее во многих крупных городах массовый характер, - а также указывают на неграмотность и агрессивность современных водителей, не желающих соблюдать ПДД.

Обсуждение транспортных проблем в мегаполисах продолжается уже много лет подряд, но эффективные методы для победы над заторами пока не найдены. Федеральные, региональные, муниципальные власти предлагают рецепты локальной борьбы с пробками – установка «умных» светофоров, создание системы платных дорог (и возможно, введение платы за въезд в центры городов), строительство многоэтажных паркингов. Одновременно рассматриваются способы оптимизации транспортных схем и модернизации дорожных сетей, в том числе строительства объездных дорог вокруг мегаполисов и трасс-дублеров наиболее востребованных и загруженных городских магистралей.

Однако, несмотря на принимаемые и предлагаемые меры, ситуация не улучшается. Пробки в мегаполисах с каждым годом становятся все более протяженными и длительными, ежегодно в городах-миллионниках появляются все новые и новые «узкие места». Пробки стали предметом исследований для отечественных аналитиков, которые изучают причины и последствия данного явления, присваивают дорожным заторам баллы - почти как штормам или землетрясениям.

Возможно, очень скоро наиболее крупным транспортным заторам начнут присваивать имена – как ураганам или торнадо. Сегодня любое неожиданное и незапланированное событие способно спровоцировать транспортный коллапс. Будь то обильный снегопад, который в конце минувшего года вызвал многокилометровые пробки в Москве и заторы «разной степени тяжести» в мегаполисах средней полосы, или необходимость планового либо срочного ремонта участка дорожной сети.

25-27 июня Нижний Новгород станет местом проведения Международного форума, посвященного модернизации городского хозяйства «Smart City». На форуме в числе прочих проблем, тормозящих развитие современных мегаполисов, будут обсуждаться дорожно-транспортные вопросы в рамках тематического направления «Транспорт умного города». Через два месяца в Нижнем Новгороде соберутся главы десятков российских и зарубежных городов, которые вместе с бизнесменами и представителями администраций регионов и банковского сектора поделятся опытом модернизации транспортной инфраструктуры, поговорят «о наболевшем» и, возможно, сообща найдут пути эффективной борьбы с пробками. А пока жителям больших городов предлагается запастись терпением.

Как сообщил представитель консорциума по проведению международного форума Алексей Козьмин, мировая практика показывает, что реализация проекта «Smart City» - «Умный город» - проходит поэтапно. Один из этапов предусматривает активное внедрение новых технологий управления различными отраслями городской инфраструктуры, в том числе транспортом. В качестве положительного примера модернизации города по проекту «Smart City» организаторы форума приводят зарубежный опыт внедрения электронных таймеров работы общественного транспорта, которые позволяют жителям эффективнее планировать свое время.

«С одной стороны, я отношусь к проекту «Smart City» с завышенными ожиданиями, а с другой – с ощущением готовности к его реализации, ведь многие условия для этого в нашем городе уже есть - в системе управления освещением, в транспорте. Однако элементы новой инфраструктуры достаточно разрозненны, и косметические меры не изменят эту ситуацию – необходим системный прорыв. Без участия в проекте федеральной власти городу это не под силу», - заметил нижегородский мэр.

Анна Глуховская