Posted 18 июня 2010,, 14:39

Published 18 июня 2010,, 14:39

Modified 1 апреля, 13:26

Updated 1 апреля, 13:26

Цитирование инсайда до тюрьмы не доведет

18 июня 2010, 14:39
Госдума защитила СМИ от угрозы введения уголовной ответственности за распространение инсайдерской информации в том случае, если издания будут цитировать высказывания конкретных лиц. В обиде остался только Центробанк, который теперь окажется под тщательным присмотром со стороны ФСФР.

Государственная дума в пятницу приняла во втором, решающем чтении законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию фондовым рынком. С момента его принятия в первом чтении минуло более года, за это время рабочая группа успела подготовить 69 поправок. Между тем, как пояснила в ходе заседания глава этой группы, единоросс Лиана Пепеляева, документ не стали подвергать концептуальной правке.

Парламентарии лишь детализировали понятие «инсайдерская информация» и уточнили круг самих «инсайдеров», исключив из него так называемых вторичных, а также определились с полномочиями ФСФР, которая и будет пресекать манипуляции закрытой информацией.

Многие возражения в адрес законопроекта со стороны СМИ также были сняты в ходе доработки документа ко второму чтению, добавила Пепеляева. Согласно поправкам, «СМИ, главный редактор, журналист обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и привела к манипулированию рынком». При этом им не стоит опасаться перспективы тюремного наказания, если «в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ». «Таким образом, принятие закона не парализует работу деловых СМИ», - резюмировала Пепеляева в беседе с корреспондентом «Росбалта».

Обиду на депутатов затаил, между тем, Центробанк. За пару дней до голосования по проекту закона в Госдуме профильный комитет по финансовому рынку наотрез отказался учесть главные возражения Банка России. Первое из них касалось нового права ФСФР проверять Центробанк на предмет соблюдения им закона об инсайде. Замглавы юридического департамента Банка России Александр Жданов счел это полномочие «регулятора» чуть ли не покушением на независимость Центробанка. «Если уж надо проверять, то пусть этим займется Счетная палата!», - обиделся Жданов, указав на особый конституционный статус Банка России.

Свои нарекания он высказал и в адрес еще одной нормы проекта, по которой Центробанк будет обязан раскрывать информацию о результатах проверок публичных банков, то есть тех, чьи ценные бумаги обращаются на биржах. Жданов, в частности отметил, что такая огласка может спровоцировать панику среди вкладчиков, которые тут же кинутся выводить свои сбережения из банков.

Но думский комитет согласился, в итоге, с доводами главы ФСФР Владимира Миловидова, который напомнил, что публичных банков в России «всего 3-4, и их акционеры и держатели облигаций должны знать о результатах проверок».

Единственной нормой закона, по которой удалось договориться Центробанку и ФСФР, оказался 3-летний мораторий на отзыв лицензии у банков, нарушивших закон об инсайде. Возможно, главным банкирам удалось бы «отбить» намного больше, если бы в заседании думского комитета принял участие глава Центробанка Сергей Игнатьев. В этот день он и впрямь доехал до Госдумы, но, как засвидетельствовали очевидцы, отказался прошествовать через металлорамку. Причем причиной его резкого отказа стало якобы столпотворение, образовавшееся на входе в Думу из посетителей, пожелавших проникнуть в коридоры законодательной власти. А в его отсутствие 3-летний срок остался неизменным.

Елена Земскова