Posted 7 сентября 2010,, 12:59

Published 7 сентября 2010,, 12:59

Modified 1 февраля, 04:45

Updated 1 февраля, 04:45

Путь Кирсана

7 сентября 2010, 12:59
С поста главы Калмыкии уходит многолетний лидер республики, руководивший 17 лет. Время его правления называют «эпохой Кирсана». За Илюмжинова в 1993 году голосовали, поверив, что богатый человек сможет сделать богатым родной край, но регион остался одним из самых бедных в ЮФО.

С поста главы Калмыкии уходит многолетний лидер республики – Кирсан Илюмжинов. Он руководил регионом 17 лет, и время его правления называют «эпохой Кирсана».

Сын партработника КПСС, выпускник МГИМО, сам член КПСС – исключенный (за распитие спиртных напитков в «ленинской» комнате) и затем восстановленный, один из первых легальных советских миллионеров, ставший руководителем родной республики.

Избрание Кирсана Илюмжинова президентом Калмыкии в 1993 году было знаковым моментом. Кандидат шел на выборы, открыто заявляя о себе как о богатом человеке. Миллионеры во власти, откровенно говорящие о том, что они миллионеры, – это в 1993 году для страны еще было в новинку. Необычной для того времени была и избирательная кампания молодого кандидата – за его избрание агитировали приехавшие в регион с концертами поп-звезды.

За Кирсана Илюмжинова в 1993 году голосовали, поверив, что богатый человек сможет сделать богатым родной край. Много времени утекло с той поры, но, вопреки надеждам, Калмыкия осталась одной из самых бедных республик Юга России.

После «перевода» северокавказских республик в отдельный округ экономические показатели Калмыкии выглядят еще более удручающими на фоне остальных регионов ЮФО. По данным Ростовстата, в январе – июне 2010 года денежные доходы в среднем на душу населения в Калмыкии достигли 7 тыс. 139 рублей в месяц. Для сравнения: в соседней Астраханской области этот показатель составил 12 тыс. 900 рублей.

Зато глава республики рассказывал о том, что у него было шесть «Роллс-ройсов» и что он выбросил в море часы ценой $100 тыс. А еще глава Калмыкии, по его словам, на собственные деньги построил в республике 45 буддийских храмов, 22 православные церкви и один католический костел. Такому президенту и зарплата была не нужна, он ее (опять же по его словам) всю перечислял на счет одного из детских домов.

Калмыкия в глазах жителей остальной России находится где-то далеко, за пределами цивилизованного мира. Но за 17 лет «эпохи Кирсана» Калмыкия все же не раз становилась поставщиком резонансных новостей, а имя Илюмжинова склонялось политиками и журналистами.

Угроза первого «падения» для калмыцкого президента возникла еще в год избрания. В сентябре 1993 года он выступил против указа Бориса Ельцина N1400, против нарушения положений конституционного строя. На совещании руководителей регионов Кирсан Илюмжинов высказался за «нулевой вариант» разрешения конфликта между президентом и парламентом России, за одновременные досрочные выборы и президента, и парламента. По некоторым утверждениям, вице-президент Александр Руцкой в случае своей победы даже думал сделать Илюмжинова премьер-министром.

Однако события пошли по иному пути, и тогда руководитель Калмыкии вместе с ингушским президентом Русланом Аушевым выступили в роли парламентеров – с белыми флагами они ходили в здание Верховного Совета, став посредниками в переговорах. В одном из интервью руководитель Калмыкии потом сказал, что он вывел из обстреливаемого здания более ста женщин и детей. Согласно другим источникам, цифра «более ста» очень завышена, но факт спасения жизней был.

Когда бойня в Москве была окончена, администрация Калмыкии распространила заявление о том, что позиция Илюмжинова была искажена в СМИ, и Верховный Совет он не поддерживал. Кирсан Илюмжинов продолжил руководить своей республикой.

Сильным ударом по имиджу руководителя Калмыкии стала гибель летом 1998 года редактора оппозиционной газеты «Советская Калмыкия сегодня» Ларисы Юдиной. Журналистку нашли мертвой с 14 ножевыми ранениями. Партия «Яблоко», в которой состояла Лариса Юдина, назвала убийство политическим и связала смерть журналистки с ее оппозиционной деятельностью.

Потом наступили 2000-е годы. Новый президент РФ Владимир Путин посмертно наградил Ларису Юдину орденом, но заказчик убийства остался неназванным. К тому времени руководство Калмыкии уже встроилось в новую «вертикаль власти». Президент республики, которого считали «сепаратистом», первым из глав регионов исполнил требование Москвы о приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

В 2002 году с совместным заявлением против Илюмжинова выступили представители калмыцких отделений КПРФ, СПС и «Яблока», а также правящего «Единства» – депутат Госдумы Александра Буратаева. Оппоненты назвали политику главы региона противоречащей «как государственным интересам Российской Федерации, так и интересам населения Калмыкии». Демарш не принес успеха противникам Илюмжинова – президент республики переизбрался на новый срок.

Потом был 2004 год – и разгон выступлений оппозиции в Элисте силами ОМОНа. Федеральная власть вновь поддержала Илюмжинова, тот на следующий год переименовал должность «президента» в «главу» и стал руководителем еще на пять лет.

2007–2008 годы – это время противостояния с мэром Элисты Радием Буруловым. И этот конфликт закончился победой республиканских властей: мэр обвинен в коррупции и отстранен от должности.

Итак, концом «пути Кирсана», как главы республики, стала осень 2010 года. Глава Калмыкии сообщает, что теперь, после окончания срока полномочий, он продолжит работу в Международной шахматной федерации и благотворительную и общественную деятельность на благо республики.

Для человека с капиталом и связями 48 лет – это еще не «осенний» возраст. Возможно, «эпоха Кирсана» вовсе не закончилась, а лишь вступила в новый цикл. В буддизме такое бывает.

Дмитрий Ремизов