Posted 10 декабря 2010,, 13:55

Published 10 декабря 2010,, 13:55

Modified 1 апреля, 10:45

Updated 1 апреля, 10:45

Тандем вновь напустил тумана

10 декабря 2010, 13:55
Чем ближе к Новому году, тем больше в России говорят о предстоящих выборах. Самые громкие слухи, которые обсуждали пресса, политологи и даже чиновники, были связаны с перспективами Владимира Путина либо Дмитрия Медведева стать кандидатом от правящей элиты на президентских выборах в 2012 году.

Чем ближе к Новому году, тем больше в России говорят о предстоящих выборах. Самые громкие слухи, которые обсуждали пресса, политологи и даже чиновники, были связаны с перспективами Владимира Путина либо Дмитрия Медведева стать кандидатом от правящей элиты на президентских выборах в 2012 году. Остальные темы, вроде реформирования «Справедливой России» и возможного ухода Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации или, например, конфликта «источника» в президентской администрации с информагентством «Регнум», - заметили только профессиональные политические аналитики.

После того как большая часть общества просто не заметила послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию (по данным социологов, две трети избирателей его проигнорировали), в политтусовке пошли разговоры, что президента «сливают». Шансы Владимира Путина пойти на выборы, соответственно, по мнению аналитиков, резко повышались.

Очень показательно, например, вел себя его ближайший соратник, ответственный за финансовый блок в правительстве, – вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин. Он сразу после послания «срезал» или признал лишь частично реализуемыми сразу несколько инициатив президента. При этом Кудрин продолжал комментировать в негативном ключе предложения Медведева и на текущей неделе, объясняя, в частности, что реформа МВД нереализуемая, потому что в бюджете на нее нет денег, а также пророча падение цен на нефть до менее чем $60 за баррель. При этом, правда, министр умолчал о том, как он допустил, что бюджет был сверстан на основании прогнозов о заметно более высоких ценах на «черное золото».

Однако Дмитрию Медведеву удалось преодолеть большую часть накопившегося информационного негатива. Начал он, правда, слабовато – с поездок в Польшу и на саммит Россия-ЕС, которые сенсаций не принесли. Зато потом началась настоящая информационная кампания в поддержку Дмитрия Медведева. Сначала СМИ активно обсуждали публикацию ВЦИОМом результатов социсследований, в которых президент «соревнуется» только с заведомыми аутсайдерами – Владимира Путина в опросном листе нет. Это не первое исследование на тему выборов-2012, но вокруг него именно при помощи слухов была создана даже несколько скандальная атмосфера.

Затем первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков дал интервью журналисту Михаилу Леонтьеву, в котором, помимо условно философских рассуждений, несколько раз крайне хвалебно отозвался о президенте, не называя его по имени, но в таком контексте, что это слово можно было смело писать с большой буквы. Владимир Путин при этом не был упомянут ни разу. И хотя некоторые разглядели в интервью похвалы «реальному» президенту России, то есть все же Путину, большинство СМИ и политических аналитиков однозначно восприняли это выступление Суркова как указание на Медведева как на президента-2012.

После этого, решительно отодвинув на информационном поле Владимира Путина на второй план, глава государства восстановил мир в Союзном государстве России и Белоруссии, примирившись с Александром Лукашенко. Конечно, пришлось пойти на некоторые финансовые уступки белорусам по части отмены пошлин на поставляемую из России нефть, но политические дивиденды были явно больше. Во-первых, Александр Лукашенко объявил о вхождении своей страны в Единое экономическое пространство, что сулит всем участникам финансовые барыши. Во-вторых, Дмитрий Медведев показал российской правящей элите, что именно он является лучшим, чем Владимир Путин, модератором для разрешения трудных конфликтов с недоговороспособными партнерами, что политологи называют главным и обязательным качеством, которое элита ищет в будущем президенте-2012.

Ну и под конец недели успех этот словесно был закреплен помощником президента Аркадием Дворковичем, который сформулировал курсировавшие на уровне слухов предположения и подтвердив, что (по его мнению, разумеется) Дмитрий Медведев хочет принять участие в выборах 2012 года. «Тот президент, который собирается через год уйти, ведет себя по-другому», – добавил помощник Медведева.

И хотя потом Дворкович уточнил, что президент РФ и премьер-министр Владимир Путин будут консультироваться друг с другом насчет того, кому из них целесообразнее выдвинуть свою кандидатуру на выборах-2012, и пока решение не принято, это уже не играло большой роли. Фактически заявление Дворковича равносильно высказыванию на этот счет самого Дмитрия Медведева, то есть прямой заявке на участие в выборах 2012 года, чего раньше себе не позволял ни одни из членов правящего тандема.

Естественно, на этом фоне ушли на второй план слухи о скорой отставке Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации или начатой им реорганизации партии «Справедливая Россия» (СР), где он сменил главу аппарата. Причем «эсеры» возможность ухода Миронова частично подтвердили, сказав, что в свое время может случиться и такое. Симптоматично, что главой аппарата СР Миронов назначил Олега Михеева, который считается известным политтехнологом и вызывает в «Единой России» крайнее раздражение готовностью бороться за победу на выборах любыми способами. Все это вместе свидетельствует о том, что эсеры воспринимают выборы 2011 года в Госдуму как «последний и решительный бой», во время которого решится судьба их партии.

На уходящей неделе имело место и другое интересное происшествие, а именно - словесная атака одного из руководителей кремлевской администрации на информагентство «Регнум» и его главреда Модеста Колерова, который одно время также работал в Кремле. История эта нехарактерна для российской политики последних лет, где власть предержащие редко прямо критикуют СМИ. Однако именно это сделал «источник» в администрации президента, призвавший не верить информации «Регнума» и главному редактору этого агентства, якобы изгнанному в свое время из Кремля за непрофессионализм.

В другой момент этот скандал бы очень заинтересовал СМИ, аналитиков и чиновников, которые принялись бы гадать, кто был этот источник. Ведь, учитывая, что речь идет о публикациях «Регнума» по внешней политике России в СНГ, атаковать агентство мог лично глава президентской администрации Сергей Нарышкин, курирующий в Кремле постсоветское пространство. Но на фоне слухов и прямых заявлений об амбициях Дмитрия Медведева затерялась и эта история, став лишь поводом для пересудов в журналистской среде.

Таким образом, Дмитрий Медведев затмил всех, и большая часть слухов и пересудов была посвящена именно ему. При этом открытым остается вопрос, действительно ли между Медведевым и Путиным развернулось соперничество за право участвовать в выборах-2012, или же мы, как в 2006-2007 годах, наблюдаем своего рода «операцию прикрытия». Тогда, напомним, решался вопрос, кто станет преемником Владимира Путина на посту президента, и властям с помощью разного рода «сливов» и противоречащих друг другу заявлений удалось запутать СМИ и большую часть аналитиков, до последнего момента не уверенных в том, кто же именно станет фаворитом Кремля на выборах.

Иван Преображенский