Posted 21 января 2011,, 10:59

Published 21 января 2011,, 10:59

Modified 1 апреля, 10:07

Updated 1 апреля, 10:07

Поляки расшифровали неразборчивые фрагменты переговоров пилотов Ту-154

21 января 2011, 10:59
Специалисты из центральной полицейской криминалистической лаборатории в Варшаве расшифровали некоторые фрагменты переговоров в кабине Ту-154, которые до сих пор в стенограммах помечались как "неразборчивые".

ВАРШАВА, 21 января. Специалисты из центральной полицейской криминалистической лаборатории в Варшаве наконец расшифровали некоторые фрагменты переговоров в кабине Ту-154, которые до сих пор в стенограммах помечались как "неразборчивые".

В основном в этих фрагментах речь идет об ожидании экипажем решения президента Качиньского относительно того, должен ли самолет сесть в Смоленске или же можно будет отправиться на запасной аэродром, пишет газета Wyborcza.

Как отмечает издание, расшифрованные фрагменты позволяют предположить, что экипаж вместо того, чтобы самостоятельно принимать стратегически правильное решение о посадке, до самого момента столкновения с землей ожидал, чтобы это сделал президент. Польская газета Wyborcza опубликовала важные для исхода полета фрагменты переговоров вместе с новыми расшифрованными фразами, передает NEWSru.com.

Так, когда командир экипажа Аркадиуш Протасюк обращается к шефу диппротокола МИД Польши Мариушу Казане, вошедшему в кабину пилота, он сообщает, что появился туман, и в этих условиях самолет не сможет сесть. Ранее фразу Протасюка: "Так что прошу подумать над решением, что будем делать", - разобрать было невозможно. Однако теперь становится понятно: командир надеялся, что ему будет отдано распоряжение о дальнейших действиях.

Затем командир корабля говорит, что топлива не хватит так надолго, "чтобы висеть" (эту фразу тоже поняли не сразу). Таким образом, Протасюк предупреждал, что долго кружить над аэродромом самолет не сможет, и решение нужно принимать быстро. При обсуждении в кабине возможности уйти на запасной аэродром в Минске или Витебске кто-то огорченно воскликнул: "Господи боже!" Как пишет "РГ", приземление в Белоруссии означало бы, что президент и польская делегация опоздают на мероприятия в Катыни на несколько часов.

Затем эксперты расшифровали следующую фразу штурмана: "Пока он решает (очевидно, речь идет о президенте Качиньском. – прим. ред.), может, мы в это время карту составим? Все равно, будет ли это Минск или Витебск". Уже когда стюардесса докладывает о готовности борта к посадке, кто-то в кабине говорит фразы, свидетельствующие о том, что экипаж до последнего ожидал распоряжения: "Да или нет? Мы должны выбрать аэродром, в конце концов, на что-нибудь решиться".

Как ранее сообщал «Росбалт», 18 января на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) были опубликованы транскрипции записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами аэродрома Смоленск «Северный».

В заявлении председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, в частности, говорится: «В связи с появившимися в СМИ, со ссылкой на министра внутренних дел и администрации Республики Польша Ежи Миллера сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговора диспетчеров аэродрома Смоленска «Северный», и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами: записи открытого магнитофона; записи телефонных разговоров; записи радио-переговоров».

Как отмечено в заявлении, при составлении транскрипции Техническая комиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе.

Российские диспетчеры на аэродроме в Смоленске предупреждали экипаж самолета президента Польши Леха Качиньского о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг. Об этом свидетельствует расшифровка радиоперереговоров диспетчеров, опубликованная на сайте Межгосударственного авиационного комитета, который вел расследование авиакатастрофы.

Как следует из документа, руководитель полета сообщил, что видимость на аэродроме из-за тумана составляет не более 400 метров, условий для приема лайнера нет. Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении.

Катастрофа произошла 10 апреля 2010 года в районе аэродрома Смоленска «Северный». В ней погиб президент Польши Лех Качиньский с супругой, а также большая часть руководства страны. Всего на борту самолета находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Не выжил никто.