Posted 20 марта 2011,, 15:07

Published 20 марта 2011,, 15:07

Modified 1 апреля, 09:09

Updated 1 апреля, 09:09

Ливия: помощь прямой наводкой

20 марта 2011, 15:07
Лидеры ливийских повстанцев, похоже, решили, что резолюция Совета безопасности дает право войскам НАТО выиграть эту войну за них и для них. По крайней мере, только так можно объяснить нескончаемый поток призывов к США и союзникам «всеми силами обрушиться на диктатора».

С момента принятия резолюции Совета безопасности ООН N1973 об установлении бесполетной зоны над Ливией прошло всего лишь два дня, но боевые части США, Франции и Великобритании уже рьяно приступили к ее исполнению. Пока представители режима Муаммара Каддафи и лидеры повстанцев наперебой обвиняют друг друга в нарушении перемирия, самолеты западных стран успели нанести ракетно-бомбовые удары по целому ряду ливийских объектов. Похоже, они не делают особых различий между военными и гражданскими целями, за что и подвергаются критике со всех сторон.

Ситуация в Ливии, как этого и можно было ожидать, уже во второй раз резко изменилась. Упрощенная хронология «второй ливийской революции» теперь выглядит так: сначала повстанцы на голом энтузиазме занимали один за другим восточные города и грозились вот-вот взять Триполи; потом опомнившиеся от шока ливийские военные из числа тех, кто не перешел на сторону восставших, начали вовсю использовать свое преимущество в вооружении, боевой подготовке, а главное – подавляющее преимущество в воздухе, и с помощью массированных бомбовых ударов по захваченным повстанцами городам стали их отбивать обратно – причем тоже один за другим, не слишком присматриваясь, куда именно падают бомбы – на демонстрацию, на склад оружия или на нефтяные резервуары. Когда войска лоялистов оказались уже в какой-нибудь полусотне километров от «столицы восстания» Бенгази, в эту кровавую междоусобицу вмешались страны Запада – и теперь ливийские повстанцы надеются на то, что вот-вот начнется их второе наступление - ведь французские, американские и британские (а также канадские, бельгийские, испанские и датские) самолеты обладают в воздухе таким же подавляющим преимуществом над машинами ливийских ВВС, каким обладали ливийские истребители и бомбардировщики над парой-тройкой устаревших машин повстанцев, которые им чудом удалось расконсервировать и поднять в воздух.

Первыми «в дело» ввязались французы – сначала их многоцелевые истребители «Рафаль», поднявшиеся с французских материковых аэродромов, совершили рекогносцировку, при этом ввязавшись в небольшую перестрелку над Бенгази – по сообщениям западных информационных агентств, в результате первого боя были подбиты несколько танков и сбит один самолет. Увы, но первый бой, похоже, стал и первой ошибкой французских пилотов: сначала пришло сообщение, что подбитые ими танки и бронетранспортеры были захвачены повстанцами, потом сами повстанцы уточнили, что «Рафали» подбили не боевые машины армии Каддафи, а их собственную, повстанческую технику. Та же история приключилась и со сбитым над Бенгази самолетом – оказалось, он принадлежал ливийским повстанцам. Впрочем, в данном случае это вряд ли можно считать промахом: в конце концов, резолюция Совбеза ООН прямо указывает на то, что в воздух отныне запрещено подниматься любым ливийским самолетам, независимо от их принадлежности. Лоялистские войска, кстати, это условие неукоснительно соблюдают, и ливийская авиация остается на базах вот уже третий день подряд. Повстанцы, очевидно, посчитали, что к ним запрет не относится, в результате чего и потеряли один из своих истребителей.

Вообще, с объявленным правительством Ливии прекращением огня происходит серьезная путаница: обе стороны, как повстанцы, так и лоялисты, немедленно бросились обвинять друг друга в нарушении перемирия. Представитель «Национального переходного совета» Халед аль Сайех заявил в субботу, что ливийские ВВС в нарушение резолюции Совбеза ООН, продолжают бомбить города Бенгази, Мисрату и Синтан. Показания радаров и разведывательные полеты французских истребителей эти сведения не подтвердили – над перечисленными городами не было обнаружено ни одной «чужой» машины, после чего лидеры повстанцев поправились: имеются-де в виду не бомбардировки, а артобстрелы, а также попытки штурма этих городов танками. Представители правительства в Триполи, в свою очередь, обвинили повстанцев в провокациях: последние, мол, обстреливают армейские позиции из ручного оружия и гранатометов, так что военным ничего другого не остается, как открыть огонь в ответ – после чего повстанцы немедленно заявляют о нарушении перемирия.

Что ж, подоспевшие вслед за французами к ливийским берегам американцы уже традиционно не стали особо разбираться – кто прав, кто виноват. Они просто ударили ракетами по местам скопления военной техники и на всякий случай – по опорным базам ливийских ВВС. По данным, полученным из Пентагона, в ночь с субботы на воскресенье войска США выпустили 110 ракет типа «Томагавк» примерно по 20 военным объектам в Ливии – прежде всего, под прицел попали позиции ливийских ПВО, которые могут воспрепятствовать полетам самолетов стран коалиции над ливийской территорией. В свою очередь, как этого и следовало ожидать, ливийская официальная пресса немедленно сообщила о том, что на самом деле ракеты обрушились на гражданские объекты – в частности, по утверждению ливийского ТВ, обстрелу подверглась расположенная примерно в 15 км от Триполи больница. В трех других городах ракеты попали в жилые кварталы, а также в одну из бензозаправок в родном городе Муаммара Каддафи, Сирте. О поражении военных целей ливийская пресса и официальные органы молчат, так что складывается впечатление, что американские ракеты обрушились исключительно на гражданские цели – что, естественно, также не вызывает особого доверия. Со своей стороны, американские источники не подтверждают поражение гражданских объектов, но сообщают о накрытии военных целей – в первую очередь, расположенных на побережье Средиземного моря.

Вообще, сообщения ливийских официальных органов в эти дни отличаются некоторой неразберихой. С одной стороны, высокопоставленные представители ливийского правительства не устают подчеркивать, что они признают резолюцию Совбеза ООН и намерены ее неукоснительно исполнять: самолеты остаются на базах, танки и пехотные части оттягиваются от осаждаемых городов. С другой, сам Муаммар Каддафи обрушился с потоком угроз в адрес «крестоносцев», угрожая сбивать их самолеты пачками, уничтожить «бунтовщиков» до последнего человека, раздать оружие верным ему гражданским лицам с тем, чтобы те могли «умереть в бою», а также превратить Средиземное море в поле боя, топя военные и гражданские суда европейских стран. Некоторые аналитики уже начали даже задаваться вопросом – а насколько вообще Каддафи осведомлен о реальном положении вещей и в какой степени он управляет своими подчиненными? В то же время, недоумение вызывают действия лидеров ливийских повстанцев: они, похоже, решили, что резолюция Совета безопасности фактически дает право войскам НАТО выиграть эту войну за них и для них – по крайней мере, только так можно объяснить нескончаемый поток призывов к США и союзникам «всеми силами обрушиться на диктатора». На самом деле, ничего подобного в решении ООН нет – там четко и недвусмысленно говорится о том, что: а) иностранные солдаты не должны ступать на ливийскую территорию; б) боевым самолетам стран коалиции разрешается подавлять любые военные действия, независимо от того, кто их ведет. То есть, воевать, по сути, запретили обеим сторонам – таким образом ООН надеется подвигнуть враждующие партии к переговорам. Увы, но в данный момент не похоже, чтобы кто-нибудь из ливийцев вообще задумывался о подобной возможности. Война продолжается.

Борис Немировский