Posted 23 марта 2011,, 14:39

Published 23 марта 2011,, 14:39

Modified 1 апреля, 09:05

Updated 1 апреля, 09:05

В очереди к революции

23 марта 2011, 14:39
На фоне войны в Ливии события в сирийском городе Даръа и йеменской столице Сане незаслуженно отошли на второй план. Между тем, уже в ближайшие дни в Йемене возможна отставка президента, а в Сирии ситуация способна пойти по ливийскому сценарию, вплоть до раскола страны.

На фоне войны в Ливии события в сирийском городе Даръа и йеменской столице Сане не вполне заслуженно отошли на второй план. Между тем, уже в ближайшие дни в Йемене возможна отставка президента, а в Сирии ситуация способна пойти по ливийскому сценарию, вплоть до раскола страны.

Беспорядки в Сирии – самое «свежее» свидетельство того, что волна нестабильности, захлестнувшая арабские страны, на спад еще не пошла. Начались эти беспорядки всего несколько дней назад, и, судя по всему, нельзя сказать, что они отличались особенной интенсивностью. Однако реакция со стороны властей была достаточно быстрой и весьма жесткой – ведь от крупнейшего на юге Сирии областного центра Даръа, где вспыхнули беспорядки, до столицы страны Дамаска всего около 100 км.

Активные выступления оппозиционеров в Сирии, напомним, начались в середине марта. А 21 марта протестующие разрушили памятник покойному президенту Сирии Хафизу Асаду, отцу нынешнего главы государства Башара Асада. Как сообщал телеканал Al-Arabia, начав свои протесты с требований отменить введенный в стране еще при Хафизе Асаде режим чрезвычайного положения, демонстранты затем подожгли несколько правительственных зданий, в том числе резиденцию местного губернатора, штаб-квартиру правящей Партии арабского социалистического возрождения (БААС), офис министерства культуры и суд. В этих беспорядках, как сообщается, погибли около 20 человек, еще приблизительно 300 были ранены.

Попытки властей ввести ситуацию в мирное русло успеха не имели. Присланная из Дамаска 21 марта делегация представителей уважаемых семейств во главе с замминистра иностранных дел Фейсалом Мекдадом вынуждена была вернуться в столицу несолоно хлебавши. А на смену ей отправилась 4-я бронедивизия под командованием младшего брата президента Махара Асада.

На следующий день беспорядки продолжались. Башар Асад в ответ отправил в отставку губернатора Даръа Фейсала Кальсума. Войска же в это время, судя по всему, усиливали контроль за границами с прилегающими к взбунтовавшейся области Иорданией, Ливаном и Израилем.

Тот факт, что военные не сразу приступили к расправе над бунтовщиками, легко объясним. Во-первых, Сирия, фактически находящаяся в состоянии войны с Израилем с того момента, как он оккупировал Голанские высоты, в ситуации нестабильности должна опасаться нападений со стороны еврейского государства. Ну а во-вторых, военные должны были перекрыть каналы связи между восставшими и Ливаном. Как сообщает близкая к движению «Хизбалла» бейрутская газета Al-Akhbar, бунтовщики в Сирии получают финансовую поддержку со стороны ливанской партии «Движение за будущее», руководимой бывшим премьер-министром Ливана Саадом Харири. Издание утверждает, что таким образом влиятельный ливанский политик пытается ослабить позиции сирийского режима, чтобы тот прекратил оказывать поддержку «Хизбалле», недавно «свалившей» его правительство.

После того как от прямого иностранного вмешательства власти Сирии себя защитили, они взялись за оппозиционеров. Они атаковали в Даръа мечеть аль-Омари, которая была импровизированным штабом протестующих. Под крики протестующих «Аллах акбар» силы безопасности атаковали толпу, предварительно, как сообщается, отключив в этом районе свет. В итоге, мечеть была захвачена, погибли шестеро горожан.

Таким образом, в Сирии была применена военная сила в отношении собственного населения. Как и Муаммар Каддафи, президент Башар Асад наглядно демонстрирует, что не намерен не то что уходить в отставку, чего протестующие, кстати, пока и не требовали, но даже смягчать или отменять действующий уже четыре десятилетия в стране режим чрезвычайного положения, позволяющий правящей партии БААС сохранять монополию на власть. Это означает, что если не подтвердятся слухи о том, что беспорядки инспирированы из-за рубежа, неважно, из Ливана или Израиля, то в Сирии при негативном развитии ситуации также может вспыхнуть гражданская война.

Кстати, в ответ на осуждение со стороны Запада, в частности Евросоюза, чей верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон назвала действия сирийских властей «неприемлемыми» и призвала их начать диалог с оппозицией, Дамаск обвинил в организации беспорядков «внешние силы». При этом местные СМИ сообщили, что жители страны получили около миллиона СМС, призывающих захватывать мечети и делать из них центры сопротивления властям. Причем, как уточняют сирийские издания, большая часть сообщений якобы приходит из Израиля. Попутно в подлоге официальный Дамаск обвинил и западные СМИ.

Правда, обман - это все же не такое опасное обвинение, как «терроризм». Именно в терроризме обвинил журналистов президент Йемена, еще одной арабской страны, где в эти дни происходят массовые беспорядки. По словам Абдаллы Салеха, чьей немедленной отставки требуют протестующие, в том числе перешедший на сторону оппозиции его сводный брат, генерал Али Мохсен аль-Ахмар, причиной того, что солдаты и офицеры йеменской армии дезертируют и вливаются в ряды демонстрантов, является пропаганда в СМИ. Однако йеменский президент явно переоценивает роль журналистов в происходящей в его стране революции, которая развивается по египетскому сценарию.

Как отмечает, например, Андрей Филиппов, эксперт международного отдела ЦК КПРФ, в отличие от многих других арабских стран, в Йемене, как и в Египте, «режиму противостоит организованная оппозиция». Речь идет о блоке партий, в том числе придерживающихся социалистической идеологии, который сформировался в стране еще в 2003 году. По словам Филиппова, «ведущей силой оппозиции является Йеменская социалистическая партия, с которой у КПСС существовали разносторонние связи. В блок также входит Партия реформ (умеренные исламисты), Партия арабского социалистического возрождения, Насеристы и ряд других объединений».

Именно представители этого блока, например, бойкотировали в среду заседание йеменского парламента, на котором было утверждено принятое еще на прошлой неделе президентом решение ввести в стране чрезвычайное положение. Они же активно руководят протестами, к которым присоединились студенты, значительная часть армии и беднота. И именно поэтому у Йемена еще есть все шансы двигаться в том же направлении, что и Египет, - по умеренному революционному сценарию без «морей крови». В частности, как полагает эксперт по Йемену из Университета Принстона Грегори Джонсен, «если президент Салех согласится уйти добровольно, все решится мирно, но если он попытается подавить мятеж, прольется море крови».

Правда, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский менее оптимистичен в оценках и полагает, что в Йемене события все же будут развиваться не по египетскому, а по ливийскому сценарию. По его словам, в случае падения президента Салеха «южане почти наверняка расколют страну», причем «не исключен переход значительной части населения к пиратству». И тогда пойдет цепная реакция в странах Аравийского полуострова, включая Саудовскую Аравию, у которой «шансов устоять нет».

Правда, в чем сходятся все эксперты, - с ситуацией в Йемене ясность наступит в ближайшие дни – ждать осталось недолго.

Иван Преображенский