Posted 4 июля 2011,, 12:37

Published 4 июля 2011,, 12:37

Modified 1 февраля, 08:20

Updated 1 февраля, 08:20

Все граждане России имеют равные права

4 июля 2011, 12:37
Несмотря на демонстративную активность высших госчиновников, ситуация с правами человека в России остается сложной, считает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.

Несмотря на демонстративную активность высших госчиновников, ситуация с правами человека в России остается сложной. Проблемы детей, инвалидов, ксенофобия, нарушение прав мигрантов, нарушение социальных прав граждан — это только небольшая часть вопросов, на которые власть обращает ничтожно мало внимания. На вопросы читателей «Росбалта» на тему нарушений прав человека отвечает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.


Сергей: Введена ответственность электронных СМИ, администраторов сайтов за комментарии, которые оставляют на форумах читатели. То есть, получается, что одним не дают высказываться так, как они хотят, другие должны отвечать за чужие суждения. Можно ли считать это нарушением прав человека?

Владимир Лукин: В настоящее время данный вопрос находится в стадии разработки. Уполномоченный, наравне с другими государственными лицами, участвует в обсуждении ответственности интернет-СМИ за комментарии пользователей. Проект должен быть представлен президенту РФ до 1 августа 2011 года.

Виктор: Является ли нарушением моих прав то, что я не могу проголосовать против всех?

В.Л.: Уполномоченный ранее неоднократно высказывался по данному вопросу. Наличие или отсутствие графы для протестного голосования само по себе не может расцениваться как нарушение избирательных прав гражданина. Избирательную процедуру необходимо оценивать по критериям всеобщности, равенства, свободы, тайны голосования, прямого голосования, разумной периодичности выборов.

Василий: Пытки в местах заключения в Российской Федерации – факт, который невозможно отрицать. Это прямое нарушение прав человека. Что делается для того, чтобы избавиться от этой позорной практики? Сколько виновных привлечено к ответственности?

В.Л.: Несмотря на отсутствие пытки как преступного деяния в УК РФ, к большому сожалению, случаи пыток не изжиты в отечественной уголовно-исполнительной системе. На такие случаи Уполномоченный старается реагировать оперативно и решительно, требуя от органов прокуратуры и руководства ФСИН выявления нарушений и наказания виновных.

Большую роль в профилактике пыток призваны сыграть общественные наблюдательные комиссии, осуществляющие общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Они созданы недавно, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Это новая форма контроля за соблюдением прав человека, которая осуществляется на добровольной, неоплачиваемой основе. Состав общественных наблюдательных комиссий формируется из числа членов некоммерческих общественных организаций. Указанным законом они наделены значительными полномочиями по проверке СИЗО, исправительных колоний, ИВС, гауптвахт. Кандидатуры членов ОНК проходят утверждение в Общественной палате Российской Федерации.

В настоящее время ОНК созданы в 77 субъектах Российской Федерации.

Во многих регионах общественные наблюдательные комиссии зарекомендовали себя как принципиальные, последовательные защитники прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания.

Федоров Владимир Михайлович: Судьям установили хорошие оклады. Но они, как и раньше выносят неправосудные решения. Почему так происходит?

В.Л.: Вопрос о том, почему российские судьи, несмотря на повышение окладов, по-прежнему выносят неправосудные решения, носит философский характер и не имеет конкретного ответа.

В общем же плане следует заметить, что российская система правосудия нуждается в серьезном комплексном реформировании, успех которого зависит отнюдь не только от заработков судей.

Со своей стороны, Уполномоченный, действуя в соответствии с законом, принимает к рассмотрению обращения граждан, не согласных с конкретными судебными решениями.

Анна: Почему судебная защита становится все менее доступной простому человеку?

В.Л.: И этот вопрос носит по большому счету философский, оценочный характер. Доступность судебной защиты - это тоже вопрос совершенствования всей системы правосудия. Кроме того, это еще и вопрос о том, насколько хорошо граждане нашей страны знают свои права и готовы их отстаивать, в том числе, и в суде.

Надежда: Какова статистика, в каких странах права человека нарушаются меньше всего, в каких больше всего? Какое место занимает Россия?

В.Л.: Правозащитные структуры ООН не ведут сравнительной статистики соблюдения прав человека в отдельных странах, считая, что попытка выявить страны-нарушители чревата политизацией вопроса, а потому контрпродуктивна.

По неофициальным оценкам различных международных неправительственных организаций Россия занимает 120 место (по другим данным 143 место) в мировом рейтинге соблюдения экономических свобод - вместе с Эфиопией, оказавшись позади таких стран как Таджикистан, Гаити, Китай, Камерун, Гвинея, Лаос и Сейшельские острова (1 место - Гонконг, 2 -Сингапур, 3 - Австралия).

По уровню соблюдения политических прав и свобод Россия в аналогичных неофициальных рейтингах занимает место во второй сотне государств мира.

Марина Зелова: Что будет с русскоязычным населением в Туркмении, какие-то попытки будут предприниматься для их защиты? Не секрет, что туркменские власти просто дискредитируют эту часть населения.

В.Л.: Подавляющее большинство русскоязычных жителей Туркмении являются гражданами России, защита прав которых входит в компетенцию Уполномоченного. Главная проблема при этом в том, что власти Туркмении вопреки существующим межгосударственным договоренностям с Россией проводят целенаправленную политику принуждения русскоязычного населения к отказу от российского гражданства. И, больше того, фактически полностью отказываются от сотрудничества с Россией в сфере соблюдения прав человека. В таких условиях возможности Уполномоченного повлиять на ситуацию, к сожалению, крайне ограничены.

Виктор: Добрый Вам день. Не считаете ли вы нарушением прав человека ситуацию в стране, когда при соотношении средней заработной платы столица/провинция без малого порядок (44000/6000) тарифы ЖКХ имеют обратное соотношение, скажем, на ГВС 63/101 руб./м.куб? Спасибо.

В.Л.: Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что предполагает обеспечение достойных условий жизни каждому российскому гражданину. В таком самом общем виде чрезмерно высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг может, очевидно, рассматриваться как несоответствующая требованиям указанной статьи нашей Конституции.

И все же высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги в регионах со сравнительно низким средним уровнем доходов граждан следует, прежде всего, рассматривать как нарушение принципов социальной справедливости. При этом надо иметь в виду, что органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации вправе самостоятельно определять стоимость жилищно-коммунальных услуг, дифференцируемую по муниципальным образованиям.

В регионах с относительно слабым развитием систем жизнеобеспечения, с невысоким уровнем конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг, стоимость услуг может быть высока, и находиться в очень малой зависимости от среднего уровня доходов граждан.

В целом же вопрос о стоимости жилищно-коммунальных услуг - это вопрос взаимоотношений граждан с органами местного самоуправления, которые они избирают и от которых имеют право требовать действенных мер по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Ларион: Говорят, что права жителей Кавказа в Москве постоянно ущемляются. Ксенофобия... почему этот ярлык традиционно правозащитниками навешивается на русское население, при этом откровенные агрессивные выходки ребят с Северного Кавказа остаются незамеченными? Это практика последних двух десятилетий?

В.Л.: Уполномоченный одинаково непримиримо относится к любым формам дискриминации граждан России по признаку их этнической и национальной принадлежности. Конфликты в этой сфере Уполномоченный рассматривает как имеющие особое общественное значение и, как правило, принимает к рассмотрению по собственной инициативе, не дожидаясь обращений конкретных заявителей.

При этом следует иметь в виду два взаимосвязанных обстоятельства. Все граждане России независимо от своего происхождения имеют равные права на территории нашего государства. Это, однако, не освобождает никого из них от нравственной обязанности уважительного и корректного отношения к культурным традициям и жизненному укладу того региона России, где они находятся.