Posted 6 октября 2011,, 14:45

Published 6 октября 2011,, 14:45

Modified 1 февраля, 09:02

Updated 1 февраля, 09:02

Ехать важнее, чем «шашечки»

6 октября 2011, 14:45
Накануне парламентских выборов в Госдуме решили показать, что готовы прислушаться к протестам таксистов-частников, которых новые правила госрегулирования грозят выдавить с рынка пассажирских перевозок.

Госдума решила облегчить жизнь таксистам, которые встретили акциями протеста новые правила по перевозке пассажиров. На рассмотрение палаты поступил законопроект, разрешающий водителям возить за деньги на арендованных автомобилях, а также предоставляющий отсрочку по оснащению всех таксомоторов «шашечками» и счетчиками. Впрочем, по мнению экспертов, это лишь на время сдержит недовольство таксистов попытками государства отрегулировать их бизнес.

Автор законопроекта, глава думского комитета по госстроительству и конституционному законодательству Владимир Плигин заверил, что поправки разрабатывались при широком участии сообщества таксистов. В августе они провели съезд, на котором выразили недовольство новыми правилами таксомоторных перевозок. А председательствующий на съезде лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков заявил, что новый закон рискует загнать в тень легальных таксистов либо вовсе «выбросить их с рынка».

Вызвавший недовольство закон вступит в полную силу только с 1 января 2012 года. По идее, тогда с городских дорог должны исчезнуть «бомбилы», промышляющие частным извозом без лицензии или разрешения. Легальных же таксистов можно будет узнать по специальной атрибутике, а также таксометру и кассовому аппарату в салоне автомобиля. Нарушителям новых правил, законодатели пригрозили штрафом, который в ряде случаев может достигать 90 тыс. рублей.

С 1 сентября регионы уже приступили к выдаче таксистам специальных разрешений на перевозки. «Всего на сегодняшний день на всю Россию выдано 11 тыс. разрешений, из них 8 тыс. - в Москве», - пояснил Лысаков. Однако, по словам эксперта, некоторые таксисты испытывают трудности с получением разрешительной бумажки. Например, в Якутии или Магадане, за ней надо ехать чуть ли не тысячу километров. Внесенный Плигиным законопроект предлагает решить эту проблему в духе политики модернизации - согласно нему таксисты смогут подать заявление на получение разрешения, воспользовавшись интернетом - через портал госуслуг.

Существенно обещает сократиться и сам пакет документов, необходимый при подаче заявления. Сейчас перечень устанавливается субъектами РФ. Как пояснил Лысаков, в Москве «этот вопрос решен хорошо, а вот в Краснодарском крае таксисту надо иметь 19 обязательных документов, из которых 9 он должен возить с собой». Согласно поправкам, пакет сократится до 5 документов, среди которых должна присутствовать, в том числе и копия договора лизинга транспортного средства.

При этом наличие автомобиля в собственности или его лизинг - основные условия, выполнение которых гарантирует таксисту получение легальной работы. Именно это требование и вызвало в свое время главное недовольство таксистов, большинство из которых предпочитают заниматься извозом на взятых в аренду авто, то есть по доверенности. «90% всех машин, используемых как такси, принадлежит физическим лицам, а огромная их часть именно арендована. Особенно это распространено в регионах, где крайне сложно получить кредит или пользоваться машиной на условиях лизинга», - подтвердил Лысаков.

Впрочем, возвращение права на аренду станет, скорее всего, предметом споров депутатов в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. Пока же авторы поправок предложили разрешить таксистам развозить пассажиров на автомобилях, арендованных по договорам, но только тем, которые были заключены до 1 мая 2011 года и только до окончания срока их действия.

По мнению депутата Госдумы от «Справедливой России» Александра Буркова, на практике это обернется «переписыванием договоров задним числом». На время, по его словам, облегчит жизнь таксистам и предусмотренная проектом отсрочка до 1 января 2013 года по вступлению в силу ранее принятых норм о перекраске такси в специальную цветовую гамму, необходимую для их идентификации, а также оснащении таксометрами.

Цвет, в который предстоит перекрасить такси в российских регионах, будет устанавливаться местными власти. Бурков уверяет, что это приведет к монополии самых крупных региональных таксомоторных компаний, в цвет которых придется перекрашиваться всем остальным. В качестве примера он привел Новосибирскую область, где региональные власти уже предложили всем «извозчикам» нанести на свои машины раскраску белого цвета, «как «у самой большой в области таксомоторной компании», -рассказал «Росбалту» Бурков.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил агентству, что предлагаемые изменения - «предвыборная демагогия чистой воды». По его мнению, «новый закон - фактический обман тех таксистов, которые работают честно и легально, но не входят в крупные компании». «Именно они и будут выдавлены с рынка», - убежден эксперт.

Стоит отметить, что обвинение в «предвыборной демагогии» метит, первым делом, в Вячеслава Лысакова. Лидера движения «Свобода выбора» называют в числе основных авторов внесенных депутатом Плигиным поправок. При этом Лысаков числится в избирательных списках «Единой России» на выборах в Госдуму, где он занимает шестое (проходное) место по Московской области.

Мария Шувалова