Главные новости - все новости
15 октября 2011, 12:15

СМИ: Техническая комиссия назвала причины падения Як-42 под Ярославлем

МОСКВА, 15 октября. После серии летных экспериментов, которые провела ранее техническая комиссия по расследованию авиакатастрофы Як-42 в ярославском аэропорту Туношна, специалисты пришли к выводу, что самолет погубили возникшее торможение при разгоне и неправильные действия пилотов, пытавшихся подняться в воздух. Как пишет "Коммерсант", эксперты убеждены, что роковое притормаживание сделал один из пилотов. В этой ситуации командир экипажа должен был прервать взлет, начав экстренное торможение.

Между тем противников версии об ошибках пилотов должен убедить последний летный эксперимент, который пройдет в ближайший вторник.

Как заявил один из участников расследования, причиной трагедии, унесшей жизни 45 человек, стали допущенные командиром экипажа Андреем Соломенцевым и вторым пилотом Игорем Жевеловым ошибки.

"Они прошли три разгонные дистанции, пробежав по земле почти 3 км вместо обычных для Як-42Д 900 м,— сообщил собеседник "Ъ".— Примерно втрое было превышено и расчетное время разбега, составляющее обычно 25-30 сек. За полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолет тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлет".

Испытатели также отмечают, что оказавшись в воздухе, экипаж самолета совершил еще одну трагическую ошибку. Проскочив посадочную полосу и с трудом оторвавшись от поверхности, пилоты, по словам экспертов, стали инстинктивно тянуть штурвал на себя, чтобы задрать выше нос машины. Однако самолет потерял скорость и свалился в плоский штопор.

По словам летчиков, в такой ситуации  штурвал нужно было наоборот "отдавать", чтобы поставить машину в почти горизонтальный полет и дать ей возможность набрать скорость.

Между тем не все согласны с версией о тормозившем пилоте. Так, например, в интервью "Русской службе новостей" бывший пилот Як-42 Алексей Островский заявил, что, по его мнению, никто из пилотов не притормаживал при взлете, как решила техническая комиссия.

"Это неправда. Люди, которые садятся управлять самолетом, им говорят, что с первого раза нажимать на кончики педалей не надо, потому что это вызовет торможение. Никто не тормозил. Просто не был поставлен режим, который нужен. По слухам, они бежали 16 секунд на режиме 71, потом поставили номинальный режим. После номинального полоса стала заканчиваться, а потом дали малый газ на все три двигателя. Затем опять взлетный режим. А почему? Потому что взаимодействия не было в экипаже. Вот это и есть человеческий фактор", - сказал он.

Он также предположил, что пилоты поменялись местами, потому что второй пилот был "летным директором компании и имел огромное влияние".

"Он вполне мог сказать командиру, что хочет лететь слева. А командир ничего не мог ему сказать, потому что он его начальник", - считает Островский.

При этом он отметил что после того, как командир и второй пилот поменяли местами,  у них «все пошло наперекосяк».

"Второй пилот, когда садится на левое кресло, у него по-другому все работает. Он берется за штурвал, и теперь, если ему надо стабилизатор переложить, он делает это не правой рукой, а левой. Он мог разбегаться, стабилизатор перекладывать правой рукой, а там, на штурвале, такая пустышка, она ползунок перекладывает, но стабилизатор не будет перекладываться. Он даже не задействован там. Второй пилот, в силу своих инстинктов, так как он сидит справа, делает это правой рукой. Когда он сел слева, он мог тоже самое правой рукой нажимать и в пустую гонять этот ползунок. Стабилизатор все равно не переложится. Делать это нужно левой рукой. Он мог этого даже не знать, потому что у него не было таких навыков для полетов с левого кресла», - подытожил Островский.

Катастрофа самолета Як-42 произошла 7 сентября недалеко от ярославского аэропорта "Туношна". Воздушное судно следовало по маршруту "Ярославль — Минск". На борту были 45 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды "Локомотив" и обслуживающего персонала клуба, а также восемь членов экипажа. Спасти удалось двоих — игрока "Локомотива" Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова. Однако позднее  Александр Галимов скончался в ожоговом центре Московского института имени Вишневского.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".