Posted 23 ноября 2011,, 15:42

Published 23 ноября 2011,, 15:42

Modified 1 апреля, 03:54

Updated 1 апреля, 03:54

Москва и Вашингтон «перезагрузили» гонку вооружений

23 ноября 2011, 15:42
Россия и США входят в новую фазу противостояния, напоминающую времена «холодной войны», о которой всем так хотелось забыть. Споры вокруг ЕвроПРО грозят разрушить международные соглашения по СНВ и ДОВСЕ.

Президент РФ Дмитрий Медведев в среду выполнил свое недавнее обещание и дал развернутую оценку того, каким образом Москва будет реагировать на развитие событий вокруг строительства европейской системы противоракетной обороны. Несколько ранее Вашингтон объявил о приостановлении исполнения ряда обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Похоже, что «перезагрузке» в двусторонних отношениях поддаются только те моменты, которые связаны с противостоянием и гонкой вооружений.

Медведев, в связи с ситуацией с ЕвроПРО, дал поручение Минобороны России и ее Вооруженным силам ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил.

Медведев не исключил коренного перелома в российской внешней политике - отказа от политики разоружения и пересмотра ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними. При этом он напомнил, что у России есть право выйти из СНВ – Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, который считается фундаментом для строительства отношений с Вашингтоном.

При этом Медведев все же надеется, что еще есть шанс достичь с НАТО и США договоренностей по противоракетной обороне, «которые могут открыть принципиально новую страницу в наших отношениях с Соединенными Штатами и Североатлантическим альянсом».

Очевидно, что к жесткой риторике российского лидера побудила состоявшаяся 14 ноября в Гонолулу встреча с президентом США Бараком Обамой, в ходе которой они обсуждали проблематику американских планов по размещению элементов системы ПРО в Европе. Несмотря на хорошие личные отношения, главы двух стран так не смогли достичь компромисса в межгосударственных проблемах. После встречи с Обамой Медведев, в частности, сказал: «К сожалению, сейчас никаких соглашений нет», «думаю, что в ближайшее время мы определимся по поводу того, каким образом Россия будет реагировать на развитие событий вокруг европейской ПРО как сейчас, так и после 2015 года».

Также в среду стало известно, что США приостанавливают исполнение ряда своих обязательств перед Россией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Американская сторона мотивировала свое решение тем, что в течение четырех лет Вашингтон и союзники по НАТО безуспешно «пытались найти дипломатическое решение после заявления России в 2007 году о прекращении имплементации договора по отношению ко всем 29 государствам, входящим в состав ДОВСЕ».

Вместе с тем, США объявили, что «продолжат исполнение Договора и выполнение своих обязательств по отношению ко всем участникам договора за исключением России». При этом, обязуясь не выходить за установленные договором рамки по количеству вооружений и техники, США все-таки возобновят выполнение всех обязательств по договору в отношении к РФ, если Россия вновь начнет следовать своим обязательствам. А в целях повышения прозрачности, «в соответствии с давними усилиями по отстаиванию стабильности и укреплению доверия», США обязались «на добровольной основе информировать Россию о любых значительных изменениях нашего силового потенциала в Европе».

Риторика как Кремля, так и Белого дома напоминает две одинаково горьких пилюли, подслащенных обещаниями «возможного выздоровления». Возможно поэтому некоторые наблюдатели поспешили увязать американские шаги, касающиеся ДОВСЕ с заявлениями Дмитрия Медведева относительно ЕвроПРО. Между тем, эксперты отмечают, что не стоит автоматически проводить параллели и аналогии.

«Действия США понятны и, с американских позиций, оправданы. Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ, отказавшись принимать инспекции и перестав предоставлять информацию о своих вооруженных силах. Какой смысл продолжать это делать американской стороне? Они и так четыре года это делали. Американцы, видимо, еще надеялись, что Россия изменит свое решение. Какие обязательства тогда остаются у США? Процесс все-таки должен быть взаимным», - сказал в беседе с «Росбалтом» директор Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии Евгений Мясников.

Между тем, эксперт разделяет точку зрения аналитиков о том, что на фоне разговоров о судьбе адаптированного варианта ДОВСЕ Россия на самом деле фактически хочет заключения нового договора, более отвечающего нынешним реалиям и интересам Москвы. «Когда президент России Дмитрий Медведев говорил о новой структуре евробезопасности, очевидно, что он имел в виду необходимость учитывать современные реалии, а не только ту ситуацию, которая присутствовала на момент заключения адаптированного ДОВСЕ», - отметил эксперт.

Напомним, что ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО и шести государств-участников Организации Варшавского договора. Соглашением устанавливалось равновесие обычных вооруженных сил государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Что же касается планов ЕвроПРО, то логика их развития в большей степени диктуется происходящими в США внутриполитическими процессами, а также отношениями с союзниками по НАТО. У американцев существует так называемый «поэтапный адаптивный подход», присоединиться к которому приглашали и Россию. Но ее этот вариант не устраивает. Москва выдвигает свои требования, принять которые Вашингтон не может. Так, например, предлагаемая российской стороной идея о секторальной ПРО вступает в противоречие с принципами НАТО, согласно которым запрещается, даже частично, передавать вопросы безопасности альянса в ведение внешних сил. В такой ситуации вполне естественно, что Америка отказывается давать «зафиксированные на бумаге - в юридически обязывающей форме», как того требуют в Москве, гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России.

Очевидно, что при таком раскладе ситуация будет долго оставаться тупиковой. А с учетом того, что встреча Медведева и Обамы в Гонолулу в качестве президентов была, скорее всего, последней, две страны, не так давно торжественно объявившие о «перезагрузке» отношений, весьма вероятно могут войти в фазу нового «холодного» противостояния.

Дмитрий Пановкин