Posted 9 февраля 2012,, 10:35

Published 9 февраля 2012,, 10:35

Modified 1 апреля, 02:47

Updated 1 апреля, 02:47

Медведев оказался либеральнее оппозиции

9 февраля 2012, 10:35
Далеко не все лидеры незарегистрированных политических организаций поддерживают инициативу президента о снижении порога при регистрации партий с 40 тысяч до 500 членов. Некоторым такие требования кажутся чересчур мягкими.

Рассмотрение Госдумой инициативы президента Медведева, согласно которой для создания партии понадобится, чтобы в ее рядах состояли всего 500 человек, похоже, вызовет столь же бурные споры, как и обсуждение того, надо ли отправлять в отставку главу ЦИК Владимира Чурова. Как выяснилось, даже среди «несистемных оппозиционеров» далеко не все поддерживают столь радикальную либерализацию российского политического пространства.

В четверг стало известно о решении Совета Госдумы пригласить на дополнительное заседание палаты 28 февраля представителей непарламентских партий ("Яблока", "Правого дела" и "Патриотов России"). На этом заседании депутаты планируют обсудить законопроекты о реформировании политической системы, внесенные в Госдуму Дмитрием Медведевым. Речь идет о снижении порога при регистрации партий с 40 тысяч до 500 членов и о возврате в прямым выборам глав регионов.

Кроме того, накануне появилась информация, что еще до этого, 20 февраля, Дмитрий Медведев пригласит к себе лидеров незарегистрированных партий, чтобы обсудить с ними свои предложения по реорганизации партийной системы в России.

«Росбалт» поинтересовался у возможных участников этой встречи о том, с какими предложениями они готовы пойти к главе государства.

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил «Росбалту», что, по его мнению, численность членов партии, необходимая для ее регистрации, должна составлять не 500, как предлагает Медведев, а 5-10 тысяч человек. Свою позицию Удальцов аргументирует тем, что эта реформа, в том виде, в котором ее предлагает президент, «является полумерой и может иметь негативные последствия».

«Если сейчас наша партийная система крайне централизована, и минимальная численность в 40 тысяч членов это слишком много, то партия численностью 500 человек, без возможности создания предвыборных блоков, наоборот – слишком мало», - говорит он.

«Снижение нижней планки количества членов партии до 500 человек приведет к крайней децентрализации партийной системы. Возникнут десятки мелких организаций, так что преимущества от такой схемы получит все та же партия власти», - считает лидер «Левого фронта».

Председатель незарегистрированной «Партии дела» Константин Бабкин сказал «Росбалту», что на встрече с президентом он также постарался бы донести до него свое беспокойство по поводу того, что «стратегия власти состоит сейчас в том, чтобы наплодить тысячу новых маленьких партий, рассеяв голоса оппозиции».

«Нужно создать реально работающий механизм взаимодействия между людьми и властью», - говорит Бабкин. При этом, как и Удальцов, он согласен с тем, чтобы в поправках к инициативе Медведева должно быть положение о возможности создания предвыборных партийных блоков.

Лидер Российского общенародного союза (РОС) Сергей Бабурин, напротив, заявил «Росбалту», что власти «не стоит бояться, что в результате либерализации партийного законодательства будет слишком много партий».

По словам Бабурина, на встрече с президентом, он посоветовал бы ему другое - отказаться от проходного барьера на выборах в Госдуму. «Даже если партия набирает 1% голосов избирателей, то это мнение избирателей, которое должно быть учтено», - считает он.

Что касается минимально допустимого количества членов партии, то, по уверению Бабурина, его организация готова представить в Минюст списки «как минимум, 60 тыс. членов». Тем не менее, Бабурин считает, что требования поднять эту планку выше 500 членов «эгоистичны и нелепы».

При этом лидер РОС не исключает, что реализация этой инициативы может привести к возникновению микропартий и партий-однодневок. Однако Бабурин уверен, что «решать, какая из них будет представлена в парламенте, должны избиратели».

Снижение барьера при регистрации партий до минимального уровня поддерживает и сопредседатель незарегистрированной Партии народной свободы Борис Немцов. Он заявил «Росбалту», что «как только государство увеличивает обязательную численность партий, у него тут же появляется инструмент политического давления на оппозицию».

«Дело не в том, что нельзя найти, допустим, 10 тысяч членов для создания новой партии, а в том, что нельзя давать власти поводов для того, чтобы ее не регистрировать. Поэтому, чем ниже обязательная численность партий, тем лучше», - считает политик.

«Власть не должна регистрировать партию в зависимости от того, нравится она ей, или нет. Единственно, что должно проверяться - есть ли в партийной программе антиконституционные положения, вроде призывов к насильственному свержению строя, или нет», - говорит Немцов.

По мнению директора Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Бориса Кагарлицкого, лидеры ряда старых несистемных партий не заинтересованы в излишней либерализации правил регистрации по той причине, что опасаются избыточной конкуренции со стороны новых партий.

«Те несистемные партии, которые уже имеют какую-то организационную структуру, в новой ситуации выиграют, поскольку смогут быстрее зарегистрироваться, легализоваться и представить себя в виде костяка, вокруг которого могут группироваться новые партии», - считает политолог.

Кагарлицкий, впрочем, не видит принципиальной разницы между численностью в 500 или 5 тысяч членов партии, отмечая, тем не менее, что «чем ниже граница численности, тем лучше». «Порог в 10 тысяч членов для регистрации новых партий стал бы уже запретительным», - уверен он.

Что касается того, будет ли разрешена организация региональных партий и формирование предвыборных межпартийных блоков, то эти вопросы Борис Кагарлицкий также выделяет в числе крайне важных при обсуждении реформаторских инициатив Дмитрия Медведева.

Александр Желенин