Posted 10 февраля 2012,, 12:36

Published 10 февраля 2012,, 12:36

Modified 1 апреля, 02:46

Updated 1 апреля, 02:46

«Обстановка тотальной слежки и угроз»

10 февраля 2012, 12:36
Очевидцы событий в Южной Осетии, где накануне произошел силовой захват штаба экс-кандидата в президенты Аллы Джиоевой, а сама она попала в реанимацию, говорят, что ситуация в республике сейчас психологически очень сложная.

Обстановка в Южной Осетии, где накануне произошел силовой захват штаба экс-кандидата в президенты Аллы Джиоевой, остается напряженной. Как рассказал «Росбалту» заместитель председателя парламента Южной Осетии 2-го и 3-го созывов Инал Мамиев, «Алла Джиоева до сих пор находится в реанимации. Больница по-прежнему окружена вооруженными людьми, близко никого, даже родственников, не подпускают».

По общей оценке очевидцев, в Южной Осетии происходят события, которые могут оказать серьезное влияние на дальнейшую судьбу этого полупризнанного государства. Напомним, бывший министр образования Джиоева осенью прошлого года участвовала в выборах президента как оппозиционный кандидат. По итогам первого тура она набрала приблизительно равное число голосов с фаворитом президентской гонки главой МЧС республики Анатолием Бибиловым. Во втором туре победу, согласно последним публиковавшимся данным, одерживала Джиоева, однако Верховный суд республики признал результаты голосования недействительными, сославшись на допущенные нарушения. Парламент назначил повторные выборы. Джиоева это решение посчитала незаконным.

После переговоров с участием российских посредников ситуация на какое-то время начала склоняться к компромиссу, однако затем Джиоева заявила о нарушении достигнутых договоренностей и решила провести в пятницу, 10 февраля, свою инаугурацию в качестве президента республики.

Однако во второй половине дня в четверг в предвыборный штаб Джиоевой прибыли сотрудники правоохранительных органов, чтобы принудительно доставить ее на допрос в прокуратуру в качестве свидетеля по делу о попытке захвата здания республиканского ЦИК. До этого, согласно информации замгенпрокурора республики Георгия Кабулова, Джиоева на допрос не явилась.

Информация о том, что случилось в штабе Аллы Джиоевой после появления «людей с автоматами», крайне противоречива. По словам официальных лиц, с Джиоевой случился гипертонический криз и она потеряла сознание, после чего врачи отвезли ее в больницу. При этом глава МВД Южной Осетии Валерий Валиев заявил, что физического воздействия к лидеру оппозиции не применялось, первичный медосмотр также не зафиксировал каких-либо телесных повреждений.

Родственники и сторонники экс-кандидата в президенты настаивают на том, что власти республики применили к ней жестокие методы воздействия. Джиоеву, якобы, ударили прикладом автомата по голове, вследствие чего она попала в реанимацию.

Существует и еще одна версия, в соответствии с которой причиной гипертонического криза мог стать телефонный разговор, состоявшийся у Джиоевой еще до захвата штаба с главным тренером сборной России по вольной борьбе Джамболатом Тедеевым. Он якобы настойчиво рекомендовал ей отказаться от инаугурации, призывал прекратить раскалывать общество и в ультимативной форме потребовал освободить штаб- квартиру.

В беседе с «Росбалтом» свое видение ситуации обрисовала глава медиа-центра ИР, бывший министр печати и информации Южной Осетии Ирина Гаглоева. Она также сослалась на слова очевидца, до начала инцидента находившегося в кабинете Джиоевой и беседовавшего с ней. «О разговоре с Тедеевым я не знаю, но в штаб вошел ОМОН во главе с представителем прокуратуры», - подтвердила она. По словам Гаглоевой, когда Алла Джиоева отказалась ехать в прокуратуру, ее попытались подтолкнуть к выходу и увезти насильно.

Нынешнюю обстановку в Цхинвали Гаглоева описывает так: «во-первых, штаб Аллы Алексеевны разогнан, там стоит оцепление и в здание никого не пускают, работать невозможно. Во-вторых, главное сейчас – состояние здоровья Джиоевой. Хотя оно несколько улучшилось, но все непредсказуемо. Сейчас стоит вопрос о ее транспортировке во Владикавказ. В-третьих, сейчас здесь обстановка тотальной слежки, угроз и преследования, так что психологически ситуация достаточно сложная».

По последним данным Джиоевой отказалось от предложения врачей перевезти ее в столицу Северной Осетии Владикавказ. В четверг сообщалось, что предварительно Джиоевой поставили диагноз «инсульт головного мозга, гемипарез слева». «Состояние Джиоевой немного улучшилось, но дальнейшее наблюдение необходимо», - считают медики.

«Мне сложно сказать, как будут развиваться события дальше, - говорит Ирина Гаглоева. - Нужно серьезно продумывать дальнейшие действия. Тем более, что если бы речь шла только о противодействии каким-то внутренним силам, то сейчас мы имеем дело с воздействием, которое на нас оказывается извне, потому что идеологи всех событий, которые имели место в последние дни, – не цхинвальские». Кого именно Гаглоева считает «идеологами» событий, она не уточнила, сказав, что пока «воздержится от ответа на этот вопрос».

Отметим, что ЦИК Южной Осетии завершил в четверг прием документов от инициативных групп и политических партий, выдвигающих своих претендентов на пост президента республики. Всего свидетельства о регистрации получили 16 инициативных групп и уполномоченные двух политических партий. Инициативным группам в срок до 19 февраля необходимо предоставить в ЦИК подписные листы с необходимыми 500 подписями, которые будут рассматриваться до 29 февраля, после чего будет обнародован окончательный список кандидатов в президенты республики. Повторные выборы президента Южной Осетии должны состояться 25 марта 2012 года.

По мнению Инала Мамиева, «если сторонники Аллы Джиоевой поднимутся снова и будут митинговать, их никто ни за что не уговорит, чтобы они пришли и проголосовали вторично». «Может и такое произойти, что ее сторонники скажут: мы один раз голосовали, мы победили и признайте это», - заключил собеседник «Росбалта».

Дмитрий Пановкин