Posted 14 апреля 2012,, 20:01

Published 14 апреля 2012,, 20:01

Modified 1 апреля, 01:48

Updated 1 апреля, 01:48

Тайну «Титаника» не разгадают никогда

14 апреля 2012, 20:01
Годовщина гибели «Титаника», который затонул сто лет назад, привлекла к себе огромное внимание. О том, почему эта трагедия до сих тревожит людей, рассказал морской инженер, консультант фильмов Джеймса Кэмерона Паркс Стефенсон.

Столетняя годовщина гибели «Титаника», который затонул 15 апреля 1912 года, привлекла к себе огромное внимание. Специально к этой дате самый успешный кинорежиссер всех времен и народов Джеймс Кэмерон выпустил свой знаменитый фильм про крушение этого лайнера в формате 3D, снимаются новые фильмы, выходят книги. Самые преданные фанаты «Титаника» даже отправились в «мемориальный круиз» по маршруту рокового путешествия «непотопляемого корабля». О том, почему «Титаник» до сих тревожит сердца и умы людей, в интервью «Росбалту» рассказал морской инженер, технический консультант фильмов Джеймса Кэмерона «Призраки бездны: «Титаник» (2003), «Последние тайны Титаника» (2005) Паркс Стефенсон.


- Почему люди до сих пор заворожены «Титаником»? Что такого необычного в корабле, который затонул сто лет назад?

- «Титаник» – это загадка, на которую никогда не будет ответа. Нет другой такой морской катастрофы, про которую было бы снято столько художественных и документальных фильмов, написано столько книг и статей, но каждый год все равно появляется что-то еще, что заставляет по-новому посмотреть на прежние мифы. «Титаник» постоянно бросает вызов тем, кто думает, что все знает про этот корабль и его катастрофу. Кроме того, корабль тонул так долго, что за это время на его борту успело случиться большое количество драм. Богатые, бедные, мужчины, женщины, дети, мировые знаменитости и пассажиры третьего класса – все они стояли перед лицом смерти и пытались понять, что им делать. И мы все неизбежно ставим себя на их место – что бы мы сделали? Джеймс Кэмерон гениально показал в своем фильме, как любовь расцветает, несмотря на приближение смерти. С какими чувствами мужчина сажает своих детей и жену в спасательную шлюпку? Большинство катастроф происходит очень быстро и времени нет на размышления. «Титаник» – это другое. Здесь все было очень медленно и из-за этого очень трагично.

- С «Титаником» связано много историй. Какая для вас самая интересная?

- Мой герой – первый офицер Уильям Мердок. Он был единственным человеком на борту, который, благодаря своим навыкам, мог спасти «Титаник». И он почти сделал это. Мердок погиб, пытаясь спустить на воду последнюю спасательную шлюпку. Я тоже управлял кораблями и уважаю его как моряка. В самом начале катастрофы Мердоку пришлось столкнуться с очень сложной ситуацией, когда он увидел айсберг и начал экстренное маневрирование. Несмотря на то, что некоторые историки отбрасывают тень на ему репутацию, я считаю, что в ту ночь Уильям Мердок вел себя как настоящий профессионал.

- В этом году в Северной Ирландии открыт комплекс «Титаник Белфаст» - выставочный и торговый центр, чья форма напоминает корабль. Для многих ирландцев – а именно в Белфасте был построен этот корабль – его открытие стало эмоциональным моментом, своего рода днем, когда «Титаник», наконец вернулся домой из своего первого плавания. Вместе с тем, на сайте музея выложено видео, из которого понятно, что тема «Титаника» долгое время была своего рода табу в Северной Ирландии, а в судостроительной компании «Харланд и Вульф» было запрещено произносить слово «на букву Т». Заметили ли вы такого рода чувства среди британских или ирландских коллег? Можно ли сказать, что в США у Титаника больше поклонников, чем в Старом свете?

- Я бы не стал говорить, что в США поклонников Титаника больше, чем в Англии. Также я не заметил никаких особых признаков сожаления или травмы у своих коллег из Великобритании и Ирландии. Более того, я работал с архивистом «Харланд и Вульф», который совершенно спокойно говорил на эту тему. Все остальные коллеги были движимы одной единственной целью – найти правду, понять, что случилось с кораблем. Могу сказать точно, что среди современников проблем со «словом на букву Т» нет ни у кого.

- Я думаю, вы знакомы с версией, которая была изложена Луизой Пэттен в романе «Good as Gold» в 2008 году. Леди Пэттен, жена бывшего министра образования Англии, финансист и автор финансовых триллеров, поделилась семейным секретом, который заключается в том, что «Титаник» столкнулся с айсбергом в результате ошибки рулевого. Она заявляет, что именно в тот период осуществлялся переход от прежней системы управления кораблями, где чтобы повернуть вправо, надо крутить штурвал влево, к пароходам, которые управляются как машины. Якобы в панике рулевой, обучавшийся на обычных кораблях, повернул руль по привычке в другую сторону, и поскольку «Титаник» шел очень быстро, рулевому не хватило времени выровнять корабль и обойти айсберг. По версии Пэттен, ее дед, бывший на корабле вторым офицером, скрыл правду, чтобы защитить компанию и своих коллег. Что вы думаете об этой версии?

- Я не думаю, что рулевой Хитченс мог перепутать, в какую именно сторону надо было крутить штурвал. Я не могу говорить за леди Пэттен или комментировать ее мотивы, но могу сказать, что современная литература по морскому делу очень четко описывает, как осуществлялся этот переход, какие усилия предпринимались для того, чтобы моряки понимали и исполняли новую систему приказов. К тому же не стоит забывать, что многие моряки в 1912 году уже имели опыт вождения автомобилей. И наконец, я напомню, что есть точное описание поворота корабля принадлежащее впередсмотрящему Фредерику Флиту, который, увидев айсберг из «орлиного гнезда» на мачте вниз, позвонил по телефону на капитанский мостик. Его слова подтверждают, что руль был повернут в нужном направлении без колебаний, а также то, что первый офицер Мердок, скорее всего, увидел айсберг первым и принял меры еще до этого звонка.

- Изменилось ли что-нибудь сегодня? Стали ли корабли безопаснее?

- В целом, корабли сегодня, конечно, безопаснее, но как показал пример лайнера «Коста Конкордия», человеческие решения могут попрать все технологические меры предосторожности. Однако лично я предпочитаю путешествовать на кораблях, управляемых людьми, которые время от времени совершают ошибки, нежели полностью отдать свою жизнь в руки машины, которая управляет кораблем. «Титаник» был самым надежным кораблем, который человек только мог построить на тот момент, но некоторые человеческие решения, пусть в их основе были благие намерения, привели к трагедии, которая до сих пор считается одной из самых крупных по количеству жертв на море.

Беседовала Юлия Нетесова