Posted 18 апреля 2012,, 13:54

Published 18 апреля 2012,, 13:54

Modified 30 января, 09:20

Updated 30 января, 09:20

Рогозин приготовил козыри для Кишинева

18 апреля 2012, 13:54
Россия готова радикально пересмотреть подходы к урегулированию приднестровской проблемы. Однако очевидно, что для нового российского верховного руководства распутывание этого узла - лишь частный случай в решении глобальных задач.

Вице-премьер и спецпредставитель президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин на этой неделе в ходе визита в «подведомственный» регион недвусмысленно дал понять, что решение болезненной для Кишинева территориальной проблемы возможно лишь в строгой увязке с переориентацией политики молдавского руководства с западного вектора на восточный.

В ходе своей поездки Рогозин не единожды публично огласил, при каких условиях возможно воссоединение Молдовы с Приднестровьем. Так выступая в Приднестровском государственном университете в Тирасполе, он рассказал, что «прямо заявил кишиневским политикам, что если с их стороны будут звучать разговоры об унии с Румынией (а по сути, с Евросоюзом – «Росбалт»), то они должны будут понять Приднестровье в его стремлении к своей особой и во многом самостоятельной жизни».

Из этого логично следует, что, по мнению Москвы, воссоединение Молдовы и Приднестровья на тех или иных (скорее всего, федеративных) основаниях возможно только в случае переориентации Кишинева с европейской интеграции на евразийскую, о чем также совершенно недвусмысленно заявил Рогозин. «Республика Молдова должна захотеть стать целостной», сказал он, добавив, что «за территориальную целостность надо бороться, тогда и их (молдавская - «Росбалт») государственность будет укрупняться и укрепляться».

В переводе с дипломатического это означает призыв к молдавскому руководству забыть о Брюсселе и налаживать взаимовыгодное сотрудничество с Москвой.

Момент для выдвижения подобных инициатив выбран не случайно. Через три недели в президентское кресло в Кремле возвращается Владимир Путин и нынешняя невразумительная позиция России по приднестровскому урегулированию, а по сути, по выстраиванию отношению с США и Евросоюзом в этом регионе, должна стать более определенной и напористой.

Кроме того, устами Рогозина Россия перечислила и другие, весьма чувствительные для Молдовы козыри, которые она собирается задействовать в переговорах с Кишиневом. Это и молдавская трудовая миграция (в Россию уезжают на заработки сотни тысяч молдаван), и молдавский экспорт сельхозпродукции и вина в РФ, и поставки газа из России. Напомним, что новый контракт о поставках российского газа в Молдову до сих пор не заключен. При этом старый договор прекратил свое действие еще в декабре 2011 года, а контрольный пакет «Молдовагаза» принадлежит российскому «Газпрому», что дает Москве большие возможности для экономического давления.

Для маленькой трехмиллионной аграрной Молдавии все это вопросы жизни и смерти. Особенно с учетом кризиса в Евросоюзе, где свои проблемы, и где не ждут ни молдавских гастарбайтеров, ни молдавское вино.

На встрече 16 апреля в Кишиневе с Дмитрием Рогозиным молдавский вице-премьер и глава министерства экономики республики Валерий Лазэр отметил, что товарооборот между Россией и Молдовой в 2011 году достиг $2 млрд. По его словам, «по молдавским меркам это достаточно серьезная сумма».

Одним словом, весьма серьезные рычаги экономического давления на Молдову у России имеются и, судя по всему, новое российское руководство будет готово использовать их в полной мере.

Однако у России, похоже, есть и план «Б». В общих чертах Рогозин озвучил его 17 апреля на встрече в Тирасполе с офицерами оперативной группы российских войск в Приднестровье.

«Ваша миссия вновь является приоритетной, - сказал он, - вы должны понять, что политическое руководство России придает региону большое значение». «Если раньше вы не ощущали горячее дыхание Родины, то теперь будете ощущать его постоянно», -пообещал спецпредставитель российского президента.

Рогозин заявил, что если в Польше будет развернута американская база ПРО, то, учитывая ее взаимодействие с группировкой кораблей ВМФ США в Балтийском море, радиус действия американских ракет увеличится до Урала. В связи с этим, подчеркнул он, «лучшей гарантией нашей безопасности являетесь вы, наша армия и флот, лязгающие оружием и вооруженные до зубов».

Коснувшись темы другой американской базы – в Румынии – Рогозин заявил, «если румыны думают, что они имеют хоть какое-то отношение к американской базе противоракетной обороны, расположенной на их территории, то они глубоко ошибаются». По его данным, согласно тем натовским документам, с которыми он ознакомился, «так называемый румынский начальник этой базы даже не вхож в ее внутренний периметр». По выражению Рогозина, румынский глава этой базы «умывальников начальник и мочалок командир».

В связи с усилением «силового» акцента в диалоге Москвы и Кишинева привлекает внимание появившаяся в дни визита российской правительственной делегации в Молдову и Приднестровье информация в СМИ со ссылкой на «окружение президента РФ», в которой сообщалось о возможном строительстве российского военного радара в Приднестровье.

Конечно, пока подобные «сливы» можно рассматривать, скорее, как элемент информационного давления на Кишинев, Брюссель и Вашингтон. Ведь, строго говоря, если действовать в рамках международных договоренностей, которые в этом регионе мы пока не нарушали, возможность строительства такого радара нужно было бы оговаривать во всех трех столицах. Учитывая, что формально, с точки зрения этих самых договоренностей, Приднестровье является частью республики Молдова. Не сложно и предсказать результат этих переговоров - очевидно, что для Москвы он был бы негативным.

Впрочем, можно ничего ни с кем и не оговаривать. А сепаратно договориться по этому вопросу только с руководством Приднестровья, пойдя в этом случае на самую острую конфронтацию с США и НАТО со времен Карибского кризиса. Пока такой вариант развития событий выглядит маловероятным, но отнюдь не невозможным.

Александр Желенин