Posted 14 сентября 2012,, 19:07

Published 14 сентября 2012,, 19:07

Modified 31 марта, 23:24

Updated 31 марта, 23:24

Механизм, который сложно остановить

14 сентября 2012, 19:07
«Список Магнитского» создал прецедент, таящий в себе опасность и для западных чиновников. Среди них также есть те, кто замешан в темных историях, происходивших по всему миру, говорит политолог Анатоль Ливен.

В сентябре в английских и российских СМИ появилась информация о том, что некий аналог «списка Магнитского» есть теперь и у Лондона. Таким образом, людям, причастным к гибели в российской тюрьме юриста, в перспективе может быть закрыт въезд уже в две страны. О том, что этот спорный шаг вряд ли поможет проведению настоящего расследования смерти Сергея Магнитского, в интервью «Росбалту» заявил профессор международных отношений Факультета военных исследований Королевского колледжа в Лондоне, старший научный сотрудник «мозгового центра» New American Foundation Анатоль Ливен.


- Что вы думаете насчет американского решения запретить въезд в США определенным российским политикам и чиновникам – людям из так называемого «списка Магнитского»? Насколько эффективен этот шаг, принесет ли он какие-нибудь результаты?

- Я не думаю, что этот шаг как-то повлияет на Кремль. Он может заставить каких-то людей задуматься, но не более того. До тех пор, пока за США не последуют другие страны, и эта акция не станет носить международный характер, ее последствия будут ограниченными. Главное, к чему это может привести – это ухудшение отношений Запада и России. Появление такого списка - это прецедент, который может быть использован впоследствии, в том числе, и против американских чиновников и политиков. Среди них есть люди, которые были замешаны в сомнительных историях, происходивших по всему миру, и их имена вполне могут оказаться в «черном списке». Хотя, конечно, традиционный подход заключается в том, чтобы вести переговоры с представителями страны, а не предпринимать попытки «наказать» их, потому что это не предусмотрено международным правом.

Кроме того, нужно помнить, что составление «списка Магнитского» не является юридическим решением. Список не был введен по вердикту какого-либо суда, это политический акт, принятый американским Конгрессом. И это тоже подрывает его значение.

Вместе с тем, к российской стороне по-прежнему очень много вопросов в связи с делом Магнитского. Российское правительство должно самым серьезным образом расследовать произошедшее, и российские граждане и российские парламентарии должны требовать этого. США никак не могут расследовать смерть Магнитского и, действительно, это их не совсем касается. Но это не значит, что дело не должно быть расследовано вообще.

- Стало известно, что такой же список есть теперь в Англии. Удивляет ли вас это? Стоит ли ждать увеличения количества стран, которые руководствуются списком Магнитского?

- Я никогда не удивляюсь, когда Великобритания повторяет что-то за США. Это обычный modus operandi для Лондона. Еще совсем недавно западные колониальные державы совершали ужасные вещи в самых разных уголках своих империй, но если бы что-то похожее на «список Магнитского» было бы принято в отношении британских чиновников, то английское общественное мнение просто взорвалось бы от негодования. Даже если бы речь шла о тех людях, которые на самом деле совершили страшные вещи. Так что это очень противоречивая ситуация.

Я не думаю, что другие страны ЕС – например, Франция и Германия – пойдут на аналогичные меры. Возможно те страны, которые копируют США в своей внешней политике, могут сделать это. Я надеюсь, что поляки воздержаться от подобного шага, потому что польско-русские отношения только-только начали улучшаться.

- Некоторые российские политики рассуждают о возможности симметричного ответа. Если это случится, тогда нас, действительно, ждет долгая "дипломатическая зима"…

- Я надеюсь, что у России хватит здравого смысла не отвечать такими же мерами, потому что иначе будет запущен механизм, который будет очень сложно остановить. И это очень сильно скажется на отношениях между странами. Но, с другой стороны, если бы кто-то сделал что-то подобное в отношении США или Великобритании, то те бы немедленно приняли ответные меры.

- Были ли в Великобритании подобные прецеденты? Или же обычно в страну не пускают тех, кто находится в международных преступных списках – террористов, наркодилеров и т.д.? В какой компании оказались российские чиновники?

- Обычно во въезде в Великобританию отказывают, если есть существенные доказательства того, что человек вовлечен в международную преступную деятельность, или же есть ордер от Интерпола. Насколько мне известно, прецедентов «списку Магнитского» нет. Никогда еще не запрещали въезд чиновникам из другого крупного государства.

Беседовала Юлия Нетесова