Главные новости - все новости
1 октября 2012, 18:35

Эксперты: В сфере железнодорожных грузоперевозок созданы дискриминационные условия ведения бизнеса

МОСКВА, 1 октября. В сфере грузовых железнодорожных перевозок уже давно созданы дискриминационные условия ведения бизнеса, позволяющие систематически завышать тарифы на перевозки и делать практически невозможным существование доступных товаров и услуг для простых россиян. Об этом пишет Федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность», ссылаясь на материалы проведенного расследования.

Так, отмечает портал, в начале августа текущего года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил министру транспорта Максиму Соколову, министру экономического развития Андрею Белоусову и заинтересованным организациям подготовить предложения по введению обязательного членства операторов железнодорожных грузовых перевозок в единой саморегулируемой организации (далее – СРО).

"Изначально разработкой проекта концепции единой СРО занималось НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (далее – НП СОЖТ). Проектом концепции, предложенной НП СОЖТ, предусматривается, что СРО будет создано на базе самого НП СОЖТ, членство в котором станет обязательным. В противном случае перевозчики не смогут осуществлять свою производственную деятельность, - говорится в сообщении портала. - При этом само СОЖТ и его основные руководители заслуживают отдельного рассмотрения. Председателем президиума СРО является Сергей Мальцев - генеральный директор группы компаний “Глобалтранс”, фактически оказывающий влияние и на ОАО “Новая перевозочная компания”, где ранее он работал советником генерального директора".

ФИЦ также отмечает, что основными действующими лицами группы компаний “Глобалтранс” являются генеральный директор ОАО “Новая перевозочная компания” Валерий Шпаков, ООО “БалтТрансСервис” Владимир Прокофьев  и финансовый директор Александр Шенец.

"Кроме того, по странному стечению обстоятельств Прокофьев является также президентом Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (далее – АСКОП). Поэтому удивляет то обстоятельство, что по информации «РБКdaily», 24 сентября АСКОП направило письмо заместителю председателя правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу, в котором раскритиковала идею создания единой СРО на базе  СОЖТ и лоббируемую ею. Сомнение в объективности также вызывает и поступившее, по информации «РБКdaily», на прошлой неделе обращение в правительство Российской Федерации от НП СОЖТ, критикующее инициативы о создании СРО на базе НП СОЖТ. Получается, что НП СОЖТ критикует само себя и свои собственные инициативы".

"При этом отдельного рассмотрения заслуживает структура активов самой группы компаний «Глобалтранс», в которой ведущую роль играет Globaltrans Investment PLC Cyprus, являющаяся собственником ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «Sevtekhnotrans», ООО «Нова Перевiзна компания», - отмечается в сообщении. - В апреле 2012 года Globaltrans Investment PLC Cyprus приобрело 100 % ООО “Металлоинвесттранс”, ранее входившего в холдинг Алишера Усманова “Металлоинвест”. Стоимость сделки составила $540 млн без учета долга на балансе компании. В рамках сделки "Глобалтранс" и "Металлоинвест" договорились о перевозках по согласованным ценам 100% грузов, предъявляемых "Металлоинвестом" в течение первого года после сделки и 60% - в течение последующих 2-х лет".

Как подчеркивает ФИЦ, Globaltrans Investment PLC Cyprus является второй по величине компанией после ОАО “РЖД” и крупнейший среди частных железнодорожных операторов России.

При этом, само Globaltrans Investment PLC Cyprus принадлежит к группе “Н-транс” - ведущему частному оператору на рынке транспортных услуг России, стран СНГ и Балтии. Ранее одним из акционеров “Н-транс” являлся российский предприниматель Алексей Мордашов (50% акций), владелец «Северсталь-групп». До 2008 г. группа “Н-транс” работала на рынке под маркой «Северстальтранс».

"При этом мало кто знает, что недавний  министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин с 1996 по 2004 годы работал в ЗАО “Северстальтранс”, где курировал вопросы транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работы морских портов. На министерский пост он перешел именно с этой должности, - уточняет портал. - При этом группе “Н-транс” принадлежит, помимо Globaltrans Investment PLC Cyprus, еще и Global Ports Investments PLC, которому принадлежит треть всех российских контейнерных морских перевозок".

Global Ports Investments PLC осуществляет управление 3-мя операционными сегментами (российский сегмент - ОАО “Петролеспорт” и Моби Дик и Янино контейнерных терминалов в г. Санкт-Петербурге, в Бассейне Балтийского Моря, а также Восточной Стивидорной Компании  с контейнерным терминалом на Дальнем Востоке, которые в совокупности сформировали крупнейший контейнерный фонд обработки бизнеса в Российской Федерации; финский сегмент - состоит из двух терминалов, работающих в основных портах Финляндии - СДО Котка (работает в порту Котка и ориентирована, прежде всего, на российского импорта и финского экспорта грузовых потоков) и СДО Хельсинки (работает в порту Вуосаари и направлен в основном на импортные и экспортные грузопотоки, в том числе СДО Котка); сегмент терминала нефтепродуктов (состоит из Vopak E.O.S. терминал нефтепродуктов, который является крупнейшим терминалом нефтепродуктов в Бассейне Балтийского Моря, на долю которого приходится 23% объема перевозок бывшего СССР), сообщает портал.

Таким образом, как следует из материалов расследования, проведенного ФИЦ «Аналитика и безопасность», в сфере грузовых железнодорожных перевозок уже давно созданы "дискриминационные условия ведения бизнеса, позволяющие систематически завышать тарифы на перевозки и делать практически невозможным существование доступных товаров и услуг для простых россиян".

ФИЦ подчеркивает, что, учитывая монополистический стиль ведения бизнеса в Российской Федерации, "направленный на уничтожение мелкого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики, складывается впечатление, что богатство большинства чиновников и олигархов, фигурирующих в списке Forbes, построено на систематическом попрании конституционных прав и свобод простых россиян, создания искусственных границ для использования дорогостоящих работ и услуг, прибыль о которых направляется на различные строительные и девелоперские проекты, что в большинстве развитых стран мира считается отмыванием преступных доходов".