Posted 4 октября 2012,, 11:18

Published 4 октября 2012,, 11:18

Modified 30 января, 11:55

Updated 30 января, 11:55

Вера за деньги

4 октября 2012, 11:18
В Германии на сакральные ритуалы теперь имеет «право» только тот, кто платит церковный налог. Это решение нанесло серьезный удар по имиджу Католической церкви, община которой в последние годы и так стремительно сокращается.

Известный интернет-поисковик на запрос Kirche (нем. - церковь) с недавних пор на первом месте выдает фразу «как покинуть церковь». Существует даже специальная веб-страница под заголовком «Как мне выйти из церковной общины?». Предоставив в загсе паспорт и уплатив около 40 евро, гражданин Германии может считать себя свободным от уплаты ежемесячного церковного налога. Но, помимо этого, и от услуг священника, а также всех связанных с христианской религией ритуалов - причастия (eucharistie), исповеди, предсмертного благословения и похорон по церковному ритуалу.

На прошлой неделе Федеральный Административный Суд Германии принял решение, что на сакральные ритуалы имеет «право» только тот, кто платит церковный налог. Постановление вызвало недовольство в кругу либеральной общественности. Можно ли считать себя верующим только после соответствующего взноса? Не становится ли Католическая Церковь все больше неким «предприятием», получающим прибыль за счет прихожан, пользующихся услугами священнослужителей?

Между тем, церковный налог, составляющий в среднем 8-9 % подоходного, не прописан в основном законе Федеративной Республики Германия, а входит в компетенцию отдельных земель: на севере преобладает евангелическо-лютеранская церковь, на юге - католическая. В год у среднестатистического немца уходит примерно 800 евро на церковные нужды: как прописано в официальном объяснении церкви, эти деньги идут на поддержание жизни общины.

Годовой доход Католической Церкви немал - около 5 млрд евро. Между тем, экономисты подсчитали, что лишь незначительная часть этих средств уходит на содержание социальных учреждений - детсадов, школ и больниц. При этом большинство налогоплательщиков прибегают к церковным ритуалам всего несколько в жизни - при крещении, конфирмации (введении крещенного подростка в Церковь) и предсмертном благословении.

Принятое в Германии государственное налогообложение на церковные ритуалы – исключение в мировой практике. В основе немецкого налогового законодательства лежит понимание института Церкви как «публично правовой корпорации», принадлежность к которой определяется… фактом вероисповедания, т.е. обычно попросту фактом принятия крещения. Против этого алогизма выступил Фрайбургский профессор Цапп, объявивший о прекращении уплаты налогов церковной «корпорации» и высказавший таким образом протест против превращения церкви в бизнес-структуру. С другой стороны, Цапп и далее намеревается считать себя верующим и членом общины - что решительно отверг Фрайбургский епископат. Конференция епископов Германии постановила, что неуплата налогов тяжелое нарушение правил против католической общины и должно нести за собой последствия - отказ в ритуальном обслуживании «неплательщика».

Судебное подтверждение данного положения вызвало активную дискуссию. Один из лидеров либерально-демократической партии «Зеленые» подчеркнул, что вопросы веры не входят в компетенцию государства.

То, что церковь теперь законно может отказать в причастии, последней исповеди и отпущении грехов, нанесло серьезный удар по имиджу Католической церкви, община которой и без этого сокращается. Число выходов из церкви резко возросло несколько лет назад в связи со скандалами на почве сексуального насилия католических священников над несовершеннолетними воспитанниками. Пик был достигнут в 2010 году, когда число покинувших общину и составило более 180 тысяч человек.

Молодое поколение все больше отдаляется от традиционных церковных институтов. Свою роль играeт и демографический фактор - в немецком обществе высока доля мигрантов. Церковные христианские традиции теряют популярность и постепенно переходят в плоскость бытовых привычек - елка на Рождество, разноцветные яички на Пасху.

Очевидно, церковь, чувствуя потерю общественной поддержки, вынуждена прибегать к «законодательному закреплению паствы».

Екатерина Махотина, историк, научный сотрудник кафедры Истории Восточной Европы Университета Людвига-Максимилиана