Posted 11 февраля 2013,, 09:49

Published 11 февраля 2013,, 09:49

Modified 30 января, 13:52

Updated 30 января, 13:52

«Мы должны не жить лучше, а быть лучше»

11 февраля 2013, 09:49
Что может стать национальной идей России? Как воспитывать патриотизм у молодежи? Какую роль в этом должны играть культура, образование и церковь? На вопросы читателей "Росбалта" отвечает известный предприниматель, инженер-кибернетик, кандидат технических наук, благотворитель, основатель компаний «Бронзовое чудо» и ИД "Достоинство", уже 12 лет пропагандирующих идеалы великой культуры России, Николай Тырин.

Что может стать национальной идей России? Как воспитывать патриотизм у молодежи? Какую роль в этом должны играть культура, образование и церковь? На вопросы читателей "Росбалта" отвечает известный предприниматель, инженер-кибернетик, кандидат технических наук, благотворитель, основатель компаний «Бронзовое чудо» и ИД "Достоинство", уже 12 лет пропагандирующих идеалы великой культуры России, Николай Тырин.

Светлана: В нашей стране долго и безуспешно продолжаются поиски национальной идеи. Что это такое и где ее все-таки искать?

Н.Т.: На днях в Кремле чествовали работников культуры. Одну из наград президент Владимир Путин вручил Анастасии Поповой с товарищами за фильм о войне в Сирии. Он снят в самой гуще событий: в осажденных городах и на передовой, в санитарных палатках и в осиротевших семьях... Авторы показали истинное лицо сегодняшней войны: «повстанцев», наемников-убийц и мародеров, насаждающих «демократические» порядки в захваченных городах и селах.

Бикфордов шнур подожгли в Югославии, он тлел, тлел, пока не заполыхало в Тунисе, Ливии, Египте, теперь вот - в Сирии. Владимир Маяковский писал: «Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно». Но ведь, если страны поджигают, это тоже кому-то нужно...

Можно, конечно, как страус спрятать голову в песок - нас, мол, это не касается. Промолчать. Но, по Божьему слову, чем больше знаешь, тем больше спросится. И уже многие понимают: покончат с Сирией, на очереди - Иран. А дальше кто? Мы?

Сейчас мы стоим на краю пропасти, еще немного – и катастрофа неизбежна. Что можно сделать? Либо, как уже сказано, спрятать голову в песок, либо разобраться, что происходит и как устоять.

Как инженер-кибернетик я знаю: чтобы решить задачу, сначала ее надо поставить. Так вот: нам нужна национальная идея, идея спасения России и ее процветания.

По милости Божией и со смирением попытаюсь ее сформулировать. Чтобы осуществить любую идею, нужна идеология – т.е. инструмент, приводящий механизм в движение. Не будет такого механизма – всякий разговор о национальной идее бессмыслен.

Что такое идеология? Это борьба в системе ценностных координат. Простой пример. Раньше исконными ценностями считались любовь, семья, жертвенность, совесть, патриотизм... Именно на этих идеалах строилась и Московская Русь, и царская Россия. Эти же ценности передали нам в наследство деды и отцы, жившие в Советском Союзе. Но на сегодняшний день эти понятия оболганы и растоптаны, им отказано в самоценности.

Все, что сейчас происходит, - это следствие бездуховности восьмидесятых годов. Тогда мы слышали со всех сторон «Ленин, партия, комсомол», повторяли сами и сами же над этим смеялись. Атмосфера тех лет была вызывающе безответственна и аморальна, в стране накопилась большая энергия разрушения. Мораль была не иначе как «социалистической», ответственность ассоциировалась со словами «перед обществом» (читай начальством), люди думали одно, говорили другое, писали третье… Идеология двойных стандартов привела нас к Горбачеву. Он в свое время ритуально провозгласил: «перестройка и ускорение». Мы и перестроились, и ускорились. Но как? Ведь ускорение – это быстрота изменения скорости. Если тело движется с отрицательной скоростью, а ему придать ускорение, то оно падает вниз еще быстрее. Вот и завертелось страшное горбачевское колесо, разваливая Россию вдоль и поперек, сначала на новые страны, затем на суверенные регионы, требующие выхода из России...

Сегодня происходит страшная и, при всей внешней многообразности, хорошо скоординированная война. Информационная. Духовная. Отрицание и осквернение исторического наследия русского народа и его государственности в печати и эфире, внедрение западных образов жизни и западных ценностей по телевидению - буквально сопровождают нас с утра до ночи.

Ослабление духовности, подмена традиционных ценностей мнимыми приводит к тому, что общественное сознание рушится. Благодаря враждебной идеологии размываются критерии, по которым люди судят о добре и зле, о красоте и уродстве. Без таких критериев человек беспомощен, в голове у него хаос, и им легко управлять.

Но вернемся к национальной идее. Как мне видится, она состоит из двух частей.

Россия – многонациональная страна. Более 120 народов проживают на ее территории. Не секрет, что наши идеологические противники активно действуют на межнациональном фронте, пытаясь разжечь ненависть друг против друга. В ход идут все средства: провокации с прошлым, раздувание этнических конфликтов, запугивание Россией как «тюрьмой народов», вбрасыванием лозунгов типа «Россия – для русских», «Якутия – для якутов»...

Вспомним историю. Всякий раз, когда Россией пытался овладеть иноземец, Русь поднималась против ворога всем миром. Легендарные калмыки у Кутузова в войне с Наполеоном, прозванные во Франции «северными амурами», за их колчаны со стрелами. Дикая дивизия, ставшая символом храбрости и бесстрашия в Первую мировую. Великая Отечественная. Двести защитников легендарной Брестской крепости из Чечено-Ингушетии. А возьмем татар - и поименный список героев пойдет на тысячи...

Но, может, именно потому что мы – русские, татары, чуваши, башкиры, чеченцы, буряты, удмурты, якуты..., словом, все коренные народы России – непобедимы и неодолимы, пока мы едины; именно поэтому теперь, когда кое-кто возмечтал владычествовать на наших землях, нас стремятся разделить, используя в качестве оружия межнациональную вражду и националистическую пропаганду...

Отсюда понятно, что национальная идея должна быть идеей не развала, а единства страны. Единая и неделимая Россия – это первая составляющая национальной идеи.

Предвижу иронические улыбки: легко сказать, да трудно сделать. А я и не говорю, что легко. Можно, конечно, как предлагают некоторые горячие головы, заново расчертить Россию, поделив на губернии без всяких национальных республик и окраин, как это было в царское время. Но боюсь, что подобный метод принесет вреда гораздо больше и сыграет на руку только нашим идеологическим противникам.

И здесь важен выбор пути, который возникает сейчас перед любой страной. Не миновать его и России. Либо мы размываем свои традиции и ценности, заменяя их на общеинтернациональные, так сказать, на «толерантность», «права человека». И напрасно кто-то из национальной элиты думает, что сможет прожить в большом мире сам по себе. Закон один: или ты подчинишься новому сюзерену или с тобой поступят как с Ливией, Египтом, Сирией... Либо каждый российский народ сохраняет свою национальную культуру, традиции и верования, а Россия как государство выступает гарантом их целостности. При таком раскладе понятно, что любой народ (не важно - чеченский, башкирский, ханты, чукчи) сможет выжить только вместе с Россией, вместе с великим русским народом, составляющим основу страны.

Не противопоставлять одну нацию другой, не «Россия для русских» (тогда Россия может оказаться вообще без русских), а русские для России, татары для России, башкиры для России, чеченцы для России – вот реальная формула нашего сожительства.

И вторая составляющая национальной идеи – это духовность. Вспомните, какой рецепт дал нашим недругам идеолог Збигнев Бжезинский: «Разрушим их хваленую духовность — и Россия рассыплется сама». Простая и понятная истина: если у дерева не поливать корни, то листья отлетают, и дерево засыхает. Если в народе исчезает историческая память, то народ умирает. Это касается любой нации, не обязательно русских.

К чему веду разговор. Наша жизнь - не сама по себе. Это связь с нашими предками, которые живут в тонком духовном мире. И есть тысячи свидетельств, как в трудные времена они являлись к людям, помогали и оберегали их. В суровые годины испытаний наши предки, наши сородичи вставали плечо к плечу с нашими ратниками. И единение с ними, молитва к ним, память о них и давали нам силы сопротивляться и побеждать. Мы потому и живы, что впитали от прадедов духовную силу, чтобы, в свою очередь, передать ее потомкам. Будет силен дух – будет сильна и матушка-Россия!

Это и есть наша национальная идея: не расточать - а собирать, не ненавидеть – а любить, не жить лучше – а быть лучше!

Виталий: На ваш взгляд, почему темы культуры, образования, духовности стали так горячо обсуждаться именно в последнее время?

Н.Т.: Отлучение от культуры равноценно для нас отлучению от истории. Культура ведь не наследуется биологически. Она исторически сохраняется и взращивается, т.е. культивируется, возделывается живущим поколением людей и передается следующему. Но у многих складывается впечатление, что сегодняшней Россией правят люди, которых наша история, вековые традиции, тысячелетняя культура не заботят. Всем сейчас заправляет его величество «господин Баблофф». Ни в какие времена такого не бывало, чтоб исчисляли пользу от искусства в денежном выражении.

То же происходит и в образовании. Оно должно давать не только знания, но свет душе, отсюда и произошло слово просвещение. Откуда же свет, если гуманитарные предметы в школе и вузах сведены до минимума.

Умаление духовного начала в жизни наших народов может дорого обойтись всем нам. Потому-то патриотически настроенные люди и бьют тревогу, стараются выправить положение, пока еще не поздно.

Ольга: Какие практические шаги в образовании нужно предпринять?

Н.Т.: Когда-то Ромен Роллан высказал такую мысль: если бы Россия не дала миру ничего, кроме литературы, она все равно осталась бы в истории как великая из великих. Удивительно точная и правильная формулировка. Слово всегда формировало русское духовно-нравственное, историческое сознание, гордость за деяния предков, идеалы, которые всегда были выше сытости.

Хотя я представитель точных наук, но глубоко убежден, что надо вернуть в школу Большую литературу и единый учебник истории.

Евгений: Как вы относитесь к усилению РПЦ в жизни современной России? Не кажется ли вам, что по факту религия уже не отделена от государства?

Н.Т.: Что вы называете усилением? Возвращение храмов, помощь в их строительстве? Но государство разрушало их тысячами, разворовывало тоннами церковные ценности, и сейчас лишь возвращает — частично - долги. Что у нас Церковь участвует в управлении страной или в дележе бюджета? Или она формирует идеологию страны? Нет таких примеров. Миф о сращивании Церкви с государством запускают те, кто категорически не заинтересованы в укреплении позиций православия, в духовном просвещении нашего народа.

А если наш президент Путин берет благословение на добрые дела, то дай ему Господь силы!

Константин: По-вашему, мы сейчас зависим от Запада, или все же у России свой путь?

Н.Т.: Отвечу кратко: сейчас зависим, но у России есть свой путь.

Игорь: Нет ли ощущения, что в России сейчас возникла предреволюционная ситуация, сравнимая с той, что была перед 1917-м?

Н.Т.: Убежден: такого ощущения нет. И тогда, и сейчас у людей ослабла вера, поменялись ценностные и национальные ориентиры... Но на этом, пожалуй, параллели и заканчиваются.

Марина: Что такое идеалы великой русской культуры?

Н.Т.: Вся русская культура пропитана идеями православия. Так что идеалы культуры совпадают с идеалами православной жизни. Жертвенность. Терпение и смирение. Любовь к ближнему. Любовь к Родине. Красота как проявление Бога (отсюда выражение Федора Достоевского: «Мир красотой спасен будет»).

И еще. Каждое произведение русского художника хранит теплоту его души. И наше восприятие от этого становится глубже и пронзительнее.

Наталья: Власть пошла по пути ограничений и запретов в культуре, образовании. Правильный ли это путь?

Н.Т.: Ответственно заявляю: правильный. Ограничение и запреты, сиречь цензура, были и есть во всех странах мира. Главное, чтобы цензоры были людьми умными, образованными и ответственными. Тогда не будет странных перегибов. С мультфильмами «Колобок» и «Ну, погоди!» перегнули явно.

Федор: Какой вклад в становление русской культуры внесли лично вы?

Н.Т.: Господь дал мне возможность и силы создать два уникальных предприятия: компанию «Бронзовое чудо», где мы изготавливаем предметы церковного и светского искусства, и Издательский дом «Достоинство», объединенных общим девизом: «Духовность – суть и сила нашей культуры».

Наши книги поднимают целые пласты российской истории. «Романовы. Подвиг во имя любви» - о духовном подвиге Царской семьи и ее посмертной судьбе. «Евреи в России» - о сосуществовании двух цивилизаций на общей земле. Кстати, на презентации этой книги в галерее «Бронзовое чудо» выступали и православный священник, и секретарь посольства Израиля, ученые, писатели. И мне было приятно слышать, когда представители еврейской общины акцентировали, что подобную книгу о жизни и быте евреев выпустило православное издательство.

Последняя наша крупная работа – иллюстрированная книга «Люди Смуты. История народного подвига». Под одной обложкой впервые собраны основные персонажи того времени –многие из них давно канули в безвестность.

И несколько слов о «Бронзовом чуде». Я горд, что за 12 лет мне удалось собрать уникальный коллектив мастеров. Это мое главное достижение. Наш коллектив – иконописцев, художников, скульпторов, ювелиров, объединен общей идеей –прославлением великой русской культуры.