Posted 21 марта 2013,, 21:00

Published 21 марта 2013,, 21:00

Modified 31 марта, 20:10

Updated 31 марта, 20:10

«Папа-иезуит - это чудо»

21 марта 2013, 21:00
Новый Римский Папа Франциск производит впечатление подходящего человека для того, чтобы справиться с основными вызовами, которые стоят перед современной Католической церковью, полагает член ордена иезуитов Джеймс Мартин.

В Ватикане прошла церемония интронизации Папы Франциска – нового главы Католической церкви, сменившего на этом посту Бенедикта XVI, неожиданно ушедшего в отставку в конце февраля. О том, что победа на выборах на конклаве кардинала из ордена иезуитов является примером настоящего чуда, в интервью «Росбалту» заявил священник-иезуит, редактор католического журнала «Америка» Джеймс Мартин.

- Ожидали ли вы, что аргентинец Хорхе Мария Бергольо может победить на выборах Папы Римского и стать новым понтификом?

- Нет, я был в полном шоке, когда узнал о его победе. Меньше всего я ожидал увидеть на этом балконе иезуита (речь идет о балконе собора Святого Петра в Риме, откуда новый Папа после избрания обращается к народу – «Росбалт»).

- Почему?

- Потому что иезуиты никогда до этого не становились Папами. Мы даже среди священников считаемся своего рода аутсайдерами, чего уж говорить про руководящие органы церкви. Победа Бергольо большой неожиданностью для нас.

- Первый Папа из ордена иезуитов, что это значит?

- Это – чудо!

- Почему представителям ордена раньше не удавалось возглавить церковь?

- Для этого есть две основные причины. Во-первых, большинство кардиналов, избирающих Папу, не являются членами католических орденов - францисканцев, доминиканцев или иезуитов. Большинство кардиналов прошли подготовку в качестве епископальных или приходских священников. Так что среди них бытует мнение о том, что члены религиозных орденов это как бы слегка странные священники.

Во-вторых, у иезуитов были очень напряженные отношения со Святым Престолом в 1980-е годы. Это длилось недолго, но подозрительное отношение к иезуитам до недавнего времени существовало в некоторых уголках Ватикана. Но теперь, как вы понимаете, этому положен конец!

- Что вы думаете об имени, которое себе выбрал новый Папа Римский – Франциск? Это очень непростое имя, накладывающее серьезные обязанности и создающее определенные ожидания от нового Папы…

- Я думаю, что это прекрасное имя. Оно сразу говорит людям о том, что новый Папа будет на стороне бедных, и что он будет выступать, по его словам, «за бедную церковь».

- За бедную церковь? Что это значит? Всем прекрасно известно о том, насколько богата, а не бедна Католическая церковь. Как Папа Франциск собирается это сделать?

- Да, наша церковь славится своими богатствами в некоторых странах, но надо понимать, что Католическая церковь всегда шла туда, где есть бедные. Мы являемся основным поставщиком социальных услуг для бедных. Я думаю, что Папа Франциск хотел сказать, что он желает, чтобы церковь была проще, и чтобы она еще больше заботилась о нуждах бедных. Мы должны жить так, как жил Иисус Христос – просто, и заботясь в первую очередь о бедных и страждущих. Мы должны полюбить бедность, как ее любил Святой Франциск, потому что бедность освобождает нас от необходимости постоянно покупать-покупать-покупать и обладать-обладать-обладать различными вещами. Выбор в пользу более простого стиля жизни – это выбор в пользу свободы.

Возвращаясь к имени, конечно, это имя задает высокий стандарт для его папства. Он будет первым Папой, кто будет носить это имя. Помимо темы бедности нужно помнить о том, что святой Франциск видел сон, в котором получил призвание «перестроить церковь». Так что это имя реформатора.

- То есть вы думаете, что новый Папа может действительно начать реформировать Католическую церковь? Какие именно реформы он может провести?

- Он уже начал это делать, призвав нас всех к простоте, как это делал святой Франциск. Но на практике Папе Франциску необходимо разобраться с тремя серьезными вызовами: во-первых, это проблема сексуального насилия внутри церкви, во-вторых, это ощущение на Западе того, что Католическая церковь утратила свое значение и больше не нужна, и, в-третьих – это проблема бюрократической системы Ватикана, которая находится в нерабочем состоянии.

- Миссионерская деятельность католической церкви, в том числе на пространстве бывшего СССР - будет ли она усиливаться? Каким будет отношение нового Папы к экуменизму и диалогу между мировыми религиями?

- Самый лучший способ быть хорошим миссионером – это просто проповедовать Евангелие. И лучше всего это делать не на словах, а на примере своей собственной жизни. Как говорил Франциск Ассизский: «Проповедуйте Евангелие. Используйте слова только когда это необходимо». И это будет продолжаться.

В том, что касается диалога между религиями, то новый Папа показал, что открыт для него с самого начала. В первый раз со времен раскола интронизацию Папы Римского посетит Святейший архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский патриарх Варфоломей I. Это прекрасное начало экуменического диалога.

- Как вы думаете, что может Папа Франциск сделать для того, чтобы остановить падение популярности Католической церкви в Европе? Сможет ли он найти баланс между сохранением паствы и сохранением традиций? Возможно ли это вообще?

- Церковь всегда старалась балансировать между естественной склонностью к консерватизму – в смысле попытки сохранить веру – и необходимостью жить, как говорит один из документов Второго Ватиканского собора, «в современном мире». Папа Франциск продолжить лавировать между этими двумя направлениями, и я уверен, что ему удастся достигнуть результатов. Он производит впечатление подходящего человека – и подходящего иезуита! – то есть такого, который способен справиться с этим вызовом.

Беседовала Юлия Нетесова