Posted 25 марта 2013,, 13:30

Published 25 марта 2013,, 13:30

Modified 31 марта, 20:06

Updated 31 марта, 20:06

Лидер Китая приценился к России

25 марта 2013, 13:30
Новый глава КНР Си Цзиньпин посетил Москву, встретился с Владимиром Путиным и уехал довольным. Похоже, товарищ Си нашел Россию даже лучше готовой к китайскому «вторжению», чем можно было ожидать.

Товарищ Си посетил Москву, встретился с Владимиром Путиным и остался доволен. Как отметил сам глава китайского государства и Компартии, визит превзошел его ожидания. Иначе говоря, он нашел Россию даже лучше готовой к китайскому «вторжению», чем можно было ожидать. Так что уже в ближайшее время можно ожидать новых контрактов с китайским бизнесом, многомиллиардных кредитов из КНР, а затем, как только наступит подходящий момент, требования расплатиться и поглощения то л и части российского бизнеса, то ли части России. Это уже как китайцам повезет.

Владимир Путин, возвращаясь на президентский пост, выбрал первой страной для посещения Белоруссию, в качестве главного, но младшего, партнера России. И новый лидер КНР Си Цзиньпин, ставший в начале 2013 года полновластным «рулевым» китайской политики, поступил аналогичным образом. Свой первый визит он нанес не в США, которые являются главным торговым партнером КНР, и не в Японию, являющуюся сегодня главным потенциальным противником Китая.

Первую поездку товарищ Си совершил в Россию, которая, по его словам, остается «стратегическим партнером» Поднебесной. Причем, партнером младшим, если судить по всем политическим и экономическим показателям за исключением разве что количества ядерных боезарядов на вооружении ее армии и ВВП на душу населения.

В Москве по-прежнему тешат себя иллюзиями, что она остается если не старшим, то уж точно равным партнером своим «китайским братьям». Это ощущение живет в головах российской элиты еще со времен Советского Союза, хотя уже в 1960-х годах Китай недвусмысленно давал понять «советским товарищам», что младшим братом для «северных варваров» он больше никогда не будет.

В то же время в России, в отличие от политического потенциала, сегодня явно более адекватно оценивают экономический потенциал КНР. Это вызывает желание «заработать» на Китае и даже взять у него взаймы, что особенно актуально сейчас, когда кредит становится все более дорогим, а экономический кризис пожирает Кипр.

Отсюда, вероятно, и противоречия в церемонии принятия высокого гостя из КНР. В России помнят о том, что церемонии – это один из очень важных для китайцев, да и в целом для жителей Юго-Восточной Азии, аспектов любого визита. Недаром в русском языке существует устоявшееся выражение «китайские церемонии», которое используют, когда хотят сказать о каких-то бессмысленных действиях представительского характера.

Хотя, в действительности, в отношениях с китайцами бессмысленных действий быть не может. Все будет рассмотрено под микроскопом, запротоколировано и запомнено.

Взять, например, нынешний визит Си Цзиньпина. С протокольной точки зрения он был ощутимо противоречив. С одной стороны, на начальном этапе главе Поднебесной оказали явно недостаточно высокий прием, как бы показывая на более серьезный статус Владимира Путина.

Российский президент воспользовался своим правом отправить на встречу китайскому гостю представителя. И им стал даже не премьер-министр Дмитрий Медведев. «Председателя КНР и его супругу Пэн Лиюань тепло встретил министр по развитию Дальнего Востока РФ Виктор Ишаев», - говорится в официальных сообщениях государственных СМИ.

Юридически это нормально. Но с дипломатической точки зрения – явное стремление выставить Россию старшим братом. С другой стороны, уже на въезде в Кремль китайцы то ли вытребовали себе компенсацию, то ли получили нежданные извинения. Как показали российские телеканалы, перед входом в Большой Кремлевский дворец, где затем в Георгиевском зале состоялась главная встреча визита, был выстроен почетный кавалерийский эскорт, который торжественно приветствовал китайского гостя.

Если переводить эти «китайские церемонии» с языка дипломатического на современный русский, то получается, что китайцам вначале указали, где их место, и только потом дали понять, что, несмотря на то, что считают их младшими партнерами в этом союзе, тем не менее, очень любят и уважают.

А уважение и любовь, как известно по опыту взаимодействия России с той же Белоруссией, в отношениях Москвы с соседними странами – категории вполне материальные. Они, как говорится, денег стоят.

Однако Москва в своих надеждах скорее обманулась. Живых денег от Китая она пока не получила. Как водится в подобных ситуациях, партнеры из КНР лишь поманили большими барышами в будущем. Речь шла и про соглашение о намерениях на покупку подводных лодок и истребителей, и про нефтегазовые сделки, в рамках которых, правда, так и не была определена конкретная цена на поставки российского топлива в КНР.

И дело даже не в том, что китайцы обиделись на недостаточно теплый прием в России. Как заявил сам Си Цзиньпин, итоги визита превзошли его ожидания. Так что речь не об обиде. Просто китайская делегация приезжала не платить, а лишь прицениваться.

В нынешней ситуации, когда рычаги власти от предыдущего поколения китайских руководителей только недавно окончательно перешли в руки товарища Си и его коллег, они вряд ли станут сразу принимать решения.

Перед новой китайской верхушкой стоит непростая задача – постепенно переориентировать одну из крупнейших мировых экономик и защитить ее от «перегрева», не потеряв при этом темпов экономического роста. Иначе говоря, превратить количество в качество, что для Китая вновь сегодня весьма актуально.

Здесь лучший способ, о котором уже не первый год говорят экономисты, это инвестировать излишки в чужую экономику, приобретя то, чего не хватает экономике национальной. В случае с Китаем – это российские энергоносители, вооружение и некоторые технологии, которыми, как это ни странно, Россия все еще обладает, а Китай пока не завладел.

Присматривать все это на будущее и приехала, судя по всему, на этот раз китайская делегация. А заявление Си Цзиньпина значит, что китайцы обнаружили, что годного к приобретению имущества в России явно больше, чем можно было ожидать, судя по ее темпам «демодернизации» в последние годы. А главное – они увидели, что российские элиты готовы с этим имуществом расстаться.

Теперь порядок дальнейших действий прост. Китайцы дома оценят полученную информацию. Дальше определят, сколько денег они готовы выделить россиянам. В основном – в виде кредитов. Дальше, известные своей эффективностью китайские переговорщики, заключат сомнительные по выгодности для России контракты.

Ну а потом, как это уже было в Европе, например, в случае с BMW или во многих африканских странах, в десятках и сотнях случаев, китайские кредиты потребуется оплатить ровно тогда, когда в казне на это не будет средств. И счастливый китайский гость получит вдоволь того, что ему требовалось: технологий и энергоносителей. Вместе с компаниями, которые их разрабатывают или добывают.

Иван Преображенский