
Куда заведет всех нас финансовый кризис на Кипре? Пострадают ли от него простые российские граждане, не имеющие банковских вкладов на этом сказочном острове? Что это будет значить, скажем, для Украины, а что – для западноевропейских «хозяев положения»? Эти вопросы в среду стали предметом дискуссии в рамках очередного заседания Московского политклуба «Росбалта», тема которой была сформулирована так: «Кипр как повод для Третьей мировой войны».
Фраза, вынесенная в заголовок встречи, конечно, выглядит слегка провокационно. Третьей мировой в прямом смысле слова никто, к счастью, не ждет, тем более из-за Кипра. Тем не менее, в ходе беседы, конечно же, вспомнили, что Россия как-то уже пыталась помочь братским южноевропейцам, не так уж далеко от Кипра проживающим – на Балканах. Было это как раз 99 лет назад это было, в 1914-м, что и дало нешуточный толчок для начала Первой мировой. Кажется, хватит. Пора Южной Европе с ее темпераментом самой отвечать за свои поступки.
Что касается именно простых россиян, то для них генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин имеет прогноз умеренно-тревожный: он полагает, что финансовый кризис на Кипре вполне может привести к повышению цен на продукты и промтовары на прилавках магазинов.
По мысли эксперта, кипрские события можно рассматривать как способ отъема денег у российских вкладчиков, держащих свои капиталы в этом крупнейшем мировом офшоре. При этом Мухин выразил мнение, что действительно крупный бизнес уже давно вывел свои деньги с Кипра, поскольку о его ненадежности предупреждали далеко не первый год.
Однако в кипрских банках хранит деньги средний российский бизнес, которому этот «налоговый рай» очень нужен. Именно к этому слою преимущественно относится «реальный сектор» российской экономики, производственный и торговый. Отъем у него части денег, вероятно, повлечет рост цен на товары широкого спроса. «Платить будем мы», - резюмировал эксперт.
Что касается сфер более высоких, то в ходе обсуждения выявились две основных версии продолжающейся на наших глазах драмы: условно говоря, «политическая» и «экономическая». Гости «Росбалта» отдали здоровую дань конспирологии. По общему мнению, кризис на Кипре – «управляемый», и за разумные рамки ему выйти не дадут. Однако из этого делаются разные выводы.
Так, Алексей Мухин и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов склонны рассматривать кипрские события как часть западной политики, направленной в немалой степени против Владимира Путина, его элиты и его политики. На быстрое свержение Путина никто сегодня не рассчитывает, а кто поумнее – и не стремится к переворотам в Москве. Но последовательная цепочка действий затрудняет Путину и его команде жизнь, полагают они.
Например, по словам Мухина, кипрская эпопея, в том числе, имела целью помешать приобретению «Роснефтью» нефтяного гиганта ТНК-ВР. Эксперт напомнил, что в эти дни Россия стала обладателем крупнейшей в мире нефтяной компании: это – «Роснефть» с приобретенными ею акциями ТНК-ВР и с Игорем Сечиным во главе. Такая ситуация, по убеждению эксперта, очень не нравится западным финансовым кругам. «Мы еще не знаем, переведены ли все деньги за ТНК-ВР», - отметил Мухин.
Кабанов же напомнил, что весьма скоро, 14 июня, Международный олимпийский комитет будет принимать олимпийские объекты в Сочи. На их доведение потребуются колоссальные деньги. По прогнозу Кабанова, возможно, российскому правительству придется взять часть средств из Стабилизационного фонда, что, как минимум, скажется на репутации страны.
В такой ситуации финансовый кризис и потеря немалой части российских вкладов создает немалые трудности правящему классу. «Скрытые потери будут велики», – отметил Кабанов.
Алексей Мухин также предположил, что если в ходе санационных мер ЕС репутация кипрских банков рухнет – а это уже неизбежно – весьма многие вкладчики перенаправят деньги в другие мировые офшоры, и в первую очередь, британские. От чего сильно выиграет экономика Великобритании и США. Другим таким офшором-приобретателем может стать Латвия.
Другая часть экспертов придерживается более «приземленных взглядов». Так, директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерина Кузнецова считает, что западные – и, прежде всего, германские политики начали разумную политику оздоровления зоны евро – в том числе, избавления от офшоров, что давно пора было сделать.
Правда, другой собеседник, заведующий отделом стран и регионов Института Европы РАН Владислав Белов, возразил, что Запад действует «антирыночными» методами, в результате чего лекарство может оказаться хуже болезни. Белов сравнил действия министра финансов Германии Вольфганга Шойбле с советским «госплановским подходом». «Это неудачная попытка взять налог с якобы криминальных денег», - считает он.
Эксперт напомнил, что доклад Федеральной разведывательной службы Германии (BND) о криминальном характере российских денег на Кипре, сыгравший значительную роль в развитии кризиса, базировался «на системном анализе», без конкретных улик. «Шойбле с голландским коллегой раскачали лодку, - подчеркнул Владислав Белов. – ЕС от этого потеряет больше, чем Россия». По его мнению, «Шойбле и канцлера Германии Ангелу Меркель должны наказать выборы».
В этой связи Кирилл Кабанов заметил, что доклад BND «был подготовлен всем разведывательным сообществом, вместе с ЦРУ США». «Деньги на Кипре грязные, но в Европе их не меньше, - подчеркнул Кабанов. – Только в Европе грязные деньги работают на европейскую систему, а на Кипре нет».
Участь самого Кипра всем представляется весьма незавидной. Как считает эксперт Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара, в системе современной Европы, Кипр, как и родственная ему Греция, играют роль своего рода «стран-люмпенов» и паразитов.
По оценке эксперта, часть стран Европейского Союза, принятая в него из политических соображений, «не вписывается в роль мирового локомотива». И потому довольствуется ролью «страны-курорта», «страны-музея» или «страны офшорных банков».
Кипр же до настоящего времени успешно совмещал роль курорта и офшора, но это не сделало его устойчивым государством. А поскольку именно оффшор приносил Кипру большую часть богатств, ему останется загорать на солнышке с пустым брюхом.
Касательно Украины, Андрей Окара напомнил, что в кипрских банках лежит немалая часть денег, принадлежащих той части политической и экономической элиты, которую условно называют «старыми донецкими» - ее символизирует, прежде всего, олигарх Ринат Ахметов. Теперь, в случае пропажи части этих капиталов, возможно «ослабление старых донецких» и усиление нынешнего президента Виктора Януковича», - считает эксперт.
Леонид Смирнов